Чтение художественной литературы

Информация о педагогике » Чтение художественной литературы

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная – это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Вопросами обогащения словаря дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова, О.С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.С. Рождественского, Ю.К. Бабанского, Л.П. Федоренко и других. Об "этикетных" проблемах написано множество статей и книг. В них мы находим мысли о социальной значимости речевого этикета, о функциях этикетных выражений в речевом общении, о выборе этикетных формул по отношению к разным собеседникам.

К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Цель нашего исследования: проанализировать научно-методическую литературу по вопросам обогащения словаря дошкольников формулами речевого этикета.

Задачи исследования:

1. Определить особенности восприятия дошкольниками художественных произведений.

2. Выявить сущность понятия «формулы речевого этикета».

3. Определить способы развития словаря дошкольников.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы:

- анализ научной и методической литературы по теме, действующей программной документации;

- педагогическое наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения;

- беседы с воспитателями, психологом и логопедом детского сада, с родителями, детьми, направленные на выявление особенностей общения детей.

восприятие художественное произведение


Другие статьи:

Игры для развития внимания
«Корректор» Цель: концентрация внимания. Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова "корректор". Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в н ...

Экспериментальное исследование уровня сформированности социально-бытовых навыков в двух параллельных классах после внедрения методики
При оценка уровня сформированности социально-бытовых навыков экспериментальной и контрольной групп нами было выделено три уровня социально-бытовых навыков: 1.Достаточный уровень; 2.Приближенный к достаточному уровень; 3.Недостаточный уровень. Сравнительные данные о распределения учащихся по гр ...

Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Коллективная учебная деятельность как самостоятельная организационная форма обучения стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты. Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [25, 28] и др. также уделяли больш ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru