Чтение художественной литературы

Информация о педагогике » Чтение художественной литературы

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная – это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Вопросами обогащения словаря дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова, О.С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.С. Рождественского, Ю.К. Бабанского, Л.П. Федоренко и других. Об "этикетных" проблемах написано множество статей и книг. В них мы находим мысли о социальной значимости речевого этикета, о функциях этикетных выражений в речевом общении, о выборе этикетных формул по отношению к разным собеседникам.

К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Цель нашего исследования: проанализировать научно-методическую литературу по вопросам обогащения словаря дошкольников формулами речевого этикета.

Задачи исследования:

1. Определить особенности восприятия дошкольниками художественных произведений.

2. Выявить сущность понятия «формулы речевого этикета».

3. Определить способы развития словаря дошкольников.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы:

- анализ научной и методической литературы по теме, действующей программной документации;

- педагогическое наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения;

- беседы с воспитателями, психологом и логопедом детского сада, с родителями, детьми, направленные на выявление особенностей общения детей.

восприятие художественное произведение


Другие статьи:

Техническое и художественное детское конструирование
Вышеперечисленные особенности детского творчества необходимо учитывать при выработке педагогической стратегии по отношению к детскому творческому конструированию. Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенн ...

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10–11 до 14–15 лет включает в себя такие её виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, ...

Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики
обучение воспитание педагогика Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - э ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru