Речь учителя как средство организации внимания

Страница 1

Существенное значение в воспитании внимания школьников имеют литературно-педагогические достоинств речи учителя. Соответствие мысли и слова, точность ясность и доступность словесного выражения мысли облегчают процесс усвоения знаний учениками и способствуют поддержанию их внимания на предмете урока. Неясности в способах выражения, ненужная лексическая и синтетическая сложность языка педагога затрудняет усвоение знаний и может вызвать ослабление сосредоточенности учеников.

Важным средством развития у школьников интереса к предмету и у устойчивости внимания является выразительность речи учителя. Она затрагивает не только мысль школьника, но и его чувства. Содержательная сторона выразительности речи учителя проявляется в ее образности. Образность речи, в широком смысле этого слова, означает умение наглядно сказать, то есть охарактеризовать предмет в его определении понятий. В широком психологическом смысле слова выразительность речи означает умение вызывать в сознании слушателя соответствующие наглядные представления и таким образом повысить его внимательность.

«Впечатляемость» преподавания может быть достигнута также путем образного сопоставления данного явления с другими. Однако такой прием характеристики может быть рекомендован при условии, если сравнения идет в правильном направлении. В противном случае оно только отвлекает внимание от основного предмета мысли и уводит в сторону от обсуждаемого вопроса. Излишние сравнения может лишь затруднить понимание сосредоточения.

При объяснении учителем материала ученику большое значение имеет темп речи. Степень быстроты речи учителя должен соответствовать требованию доступности усвоения учениками материала. Известно, что очень быстрый темп речи, также как и чрезмерная медлительность, утомляет слушателей и снижает их внимание. То же можно сказать и об очень тихой и чрезмерно громкой речи, а также речи, отличающейся вялостью эмоционального тона, или о речи, которой свойственно однообразие интонаций. Указанные особенности речевого процесса, при всем их различии, приводят к одинаковому результату – снижению внимания учащихся на уроках.

Большое значение в поддержании внимания учеников имеет овладение учителем интонационно-выразительными средствами устной речи. Основными средствами выразительности являются логические ударения и психологические паузы. Первые из них оттеняют основные и наиболее важное содержание мысли. Это достигается усилием звучания речи, изменением ее эмоционального тона, и более медленным произнесением отдельных слов и их сочетаний. При посредстве психологических пауз учитель обращает внимание учеников на определенную сторону содержания мысли, может повысить готовность учащихся к восприятию следующей далее мысли и усиливает эмоциональную выразительность своей речи.

В поддержании внимания школьников большую роль играют особенности звучания речи учителя, свойственные всему речевому процессу. Простой. Естественный тон речи, выражающий серьезное, заинтересованное отношение учителя к предмету его мысли и к учащимся, способствует поддержанию устойчивой их сосредоточенности. То нужно сказать о сопровождающих словесное выражение мысли мимике. Отрицательно влияют на внимание школьников проявление фальши в тоне речи и выразительных движениях – неестественность, напряженность, наигранность тона речи.

Учитель не может только лишь преподавать знания. Он преподает знания и одновременно воспитывает учащихся, убеждает их в истинности знаний, воспитывает ум и характер школьников. В этой связи большое значение приобретает воздействующая функция речи учителя. Конкретное свое выражение она получает в его умении повлиять на ум. Чувства и волю школьников, побудить их к действиям и поступкам в желательном направлении. Таково, например. Умение учителя сделать ученику замечание в педагогической продуманной форме, указать на его невнимательность путем прямого обращения к нему или косвенным образом (''кто-то у нас в классе невнимателен!'').

Вопрос о педагогических достоинствах речи учителя тесно связан с общим вопросом, в котором речь идет о развитии у него педагогического такта в обращении с учениками. Укажу на те стороны педагогического такта, которые имеют наиболее важное значение в воспитании внимания учащихся на уроках.

Следует отметить: спокойную уравновешенность и выдержку учителя в различных ситуациях на уроке; гибкость педагогических приемов поддержания внимания учащихся при учете их возрастных особенностей и каждого данного психологического состояния школьника; умение повлиять на моральные чувства учащихся и тем самым повысить у них чувство ответственности за свое поведение: заботливость и отзывчивость учителя в его отношении к учащимся, умение установить психологический контакт с ними.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Методические рекомендации для учителей математики средней школы
В этом параграфе сформулированы методические рекомендации для учителей математики по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса. При этом был учтен опыт, полученный в период педагогической практики в школе на III – V курсах. Активист. Ему нравится учиться. Он люб ...

Специфика образовательного процесса лицеев
Лицей – «вид общеобразовательного учреждения, обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования». Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращива ...

Фрагмент урока для 9-го класса по теме «Теорема синусов и теорема косинусов»
Комментарии к уроку Тип данного урока систематизация и обобщение изученного материала. Его основная цель – систематизация знаний по пройденным темам. В данном фрагменте представлен способ закрепления материала в форме коллективной деятельности. Оборудование: сводная таблица. Обобщение и систем ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru