История полового воспитания в контексте развития общества

Информация о педагогике » Половое воспитание детей и подростков » История полового воспитания в контексте развития общества

Страница 2

На рубеже XIX – XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.

Оформление концепции полового воспитания в советской педагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм по поводу освобождения от многих вековых ограничений вылился в частности в открытую проповедь "новой половой морали", а точнее - полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности. Хотя это и не признавалось явно, в основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А.Б. Залкинда. Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить ее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности и половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении. Общество вправе строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтому до момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности (по Фрейду - "сублимироваться").

Работы советских педагогов по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий как "заместителей" полового поведения. На протяжении десятилетий педагогика оставалась по сути "бесполой": не принимались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.

В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми норм происходит переориентация современной отечественной педагогики и в вопросах полового воспитания. Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.

Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д.В. Колесовым и Н.В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.

Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

Краеугольным понятием системы полового восстания Колесов и Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение которого выступает важнейшей из педагогических задач. Оно предполагает наличие у ребенка соответствующего его уровню понимания, но верного представления о социальной природе человека в единстве биологического и социального, принципиальной несводимости любых проявлений жизнедеятельности людей к биологическим актам и в то же время неразрывной связи человека со всем органическим миром.

Другим основным понятием является понятие о сущности половых различий и значении половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного.

Задачи полового воспитания, таким образом, заключаются в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи, ориентацию супругов на такое количество детей, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфические половые особенности (физического и психологического характера) противоположного пола в процессе трудовой деятельности и общения.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Стратегия и тактика практического исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми
Практическое исследование деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми проводилось на базе МОУ СОШ № 7 г. Балашова в 2007-2008 гг. В исследовании участвовало трое детей от 11 до 13 лет. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости в трех классах. ...

Описание главного окна модуля преподавателя
Окно Модуля преподавателя обеспечивает преподавателя средствами управления учебным процессом. Структура оформления окна Модуля преподавателя соответствует стандартам Windows. Основными элементами управления являются: Строка заголовка; Строка меню; Панель инструментов (назначение инструментов смотри ...

Урок работы с тушью
Первое занятие по данной теме посвящено освоению техники работы с тушью. Урок начинается с беседы, дети высказывают свои предположения по поводу нового материала. Затем зачитывается доклад о туши и ее происхождении, это может быть подготовлено как учителем, так и детьми. Если в данной художественно ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru