Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции

Информация о педагогике » Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции

Страница 4

При этом подчеркивалось, что большей части молодых граждан не следует стремиться к более широкому образованию. Разрешено было открывать частные школы, обслуживавшие детей буржуазии. Среднее образование давалось в так называемых центральных школах (одна на 300 тысяч жителей). В программе этих школ, готовивших детей буржуазии к "промышленной деятельности", было уделено большое внимание реальным знаниям: физике, математике и естествознанию.

В это же время открылась знаменитая высшая Центральная школа общественных работ, вскоре переименованная в Политехническую школу, которая сыграла позже выдающуюся роль в деле развития физико-математических наук.

Вся школьная система перестраивалась таким образом, чтобы ограничить образование для детей из народа.

В период термидорианской реакции усилилось недовольство трудящихся сложившейся обстановкой. В 1795—1796 годах группа революционеров во главе с Гракхом Бабёфом стала готовить восстание ("Заговор равных") с целью свержения Директории и восстановления конституции 1793 года. Бабёф ставил задачей добиться полного социального равенства граждан. По словам Энгельса, Бабёф сделал заключительные выводы из идей французской демократии периода революции.

Бабёф и его последователи ставили целью установление коммунистического строя в результате революционного захвата власти. Однако они представляли себе будущий строй как уравнительный коммунизм: Комитет, подготовлявший восстание, разработал и ряд педагогических вопросов, связанных с воспитанием нового человека. Правильно организованное воспитание рассматривалось Комитетом как основа социального равенства. Воспитание должно быть национальным, охватывать всех будущих граждан, оно должно быть организовано новой государственной властью, быть подлинно всеобщим и равным, т. е. одинаковым для всех детей. Основная задача воспитания — развить горячий патриотизм, любовь к революционному отечеству. Новые люди будут широко умственно образованы и хорошо физически развиты. В сельских местностях должны быть организованы "воспитательные коммуны", где дети будут изолированы от общества и вырастут настоящими гражданами-коммунистами.

Однако у Бабёфа наряду с очень ценными идеями имеются ошибочные положения, явившиеся результатом исторической ограниченности его воззрений. Он не понимал значения промышленности, роли пролетариата, отрицательно относился к городу, недооценивал значения науки в развитии общества.

Педагогические воззрения Бабёфа и предложения Комитета "Заговора равных" по вопросам воспитания сложились под большим влиянием Руссо и Лепелетье.

Педагогические идеи, выраженные в ряде проектов по реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции 1789—1794 годов, оказали огромное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в ряде стран мира, но, победив, буржуазия отказалась от всего подлинно передового, что содержалось в этих проектах.

В конце XVIII — первой половине XIX в. в Германии развивалось философское движение, выдвинувшее на первый план диалектику как теорию и метод познания действительности. В истории науки это движение получило название "немецкой классической философии". Его представители внесли особый вклад в развитие педагогики нового времени. Классики немецкой философии, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и (что еще более важно) своей философией.

Иммануил Кант (1724 — 1804), будучи профессором университета в Кенигсберге, читал курсы философии и педагогики. Он видел смысл философии в том, чтобы ввести человеческую волю и существование в русло законов, столь же непреложных, что и законы природы. Помышляя прежде всего о самоопределении личности, Кант особо занимался проблемой формирования высокого "нравственного чувства" — совестливого голоса "внутреннего судьи".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Предпочитаемые профили обучения
Как правило, в учебно-методический комплект, обеспечивающий работу по любой из новых программ, входит методическое пособие для учителя, в котором приводится примерное тематическое планирование, требования к контролю знаний учеников, проведению практических занятий и т.д. И это можно только приве ...

Понятие иллюстрации
Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живопис ...

Организация внимания на уроках информатики при изучении темы «Алгоритмизация на уроках информатики»
Знакомство с основным инструментарием среды Лого Урок 1 Тема: Знакомство с основным инструментарием среды Лого План урока: 1. Организационный момент 2. Сообщение нового материала 3. Закрепление 4. Инструктаж домашнего задания 5. Итог урока 1. Организационный момент Вариант 1 Для активиз ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru