Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции

Информация о педагогике » Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции

Страница 6

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) еще жестче, чем Кьеркегор, настаивает на решающем значении внутренних факторов развития личности. Он отрицает качественные изменения природной сущности человеческой личности посредством внешнего воздействия — воспитания. Желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя изменить. Перемены в поведении человека — это прежде всего показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание, следовательно, лишь обманчивое сокрытие человеческих воли и страстей.

Едва ли не главным злом образования Шопенгаур считал представление окружающего мира в идеальном свете — таким, каким он должен быть, а не каков он в действительности. Учителя, писал Шопенгауэр, должны подавать "первый пример открытости и честности, объявив: мир лежит во зле, люди не являются тем, чем они должны быть". Это не значит, что Шопенгауэр видит ситуацию в образовании тупиковой. Он предлагает педагогу внушить ученику мысль: "Не обманывайся и стремись быть лучше".

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 — 1900) специально занимался вопросами воспитания, оставив после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учреждений". Порок обычного образования Ницше видел прежде всего в пренебрежении задачами нравственного воспитания. Он упрекал гимназии в излишней специализации, ведущей к снижению общей культуры, порождающей эгоизм учащихся. Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназическое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного языка и истории как ретрансляторов духовной культуры.

Ницше выделял проблему элитарного воспитания — талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Важным условием успеха называл руководство таланта гениальным наставником (особенно на высшей ступени образования).

Творчество философа и педагога Джона Локка (1632-1704 гг. ) сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он родился в Брингтоне в 1632 году. Его отец (капитан армии) отправил его в Вестминстерскую школу, а затем в Оксфорд. Здесь он до 19 лет изучал философию Аристотеля, но затем перешел к изучению сочинений Декарта и медицины. Далее, во время гражданских смут и борьбы партий, Локк со своей семьей удаляется от преследований католической церкви в Голландию. По возвращению, 1689 году издает философское сочинение "Опыт о человеческом разумению", в котором деятельность, познавательные способности человека рассматривались с необыкновенной глубиной, а изложение было ясным, точным, объективным. Его "Мысли о воспитании" вышли, когда Локку было за 60 лет. Под старость он изучал Священное Писание. И окруженный любовью и уважением друзей Джон Локк умер в своем поместье на 73 году жизни - в 1704 году. Джон Локк увлекался естественными науками, накопил огромную библиотеку. Представления Джона Локка о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и на основе наблюдений, которые он сделал в качестве наставника детей в дворянских семьях. Дж.Локк по своему подошел к решению конкретных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о целях, задачах, содержании обучения, методах обучения. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием, прежде всего, внешнего чувственного опыта.

По теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. "Многие думают, что есть прирожденные идеи, которые душа получает при своем зарождении и приносит вместе с собой в мир. При этом, ссылаясь на то, что они у всех людей имеют одинаковое общее значение. Но этот факт ошибочен. На самом деле ни в теории, ни в практике нет таких основных положений, которые бы признавались всеми бы. Если бы идеи были прирожденными, то все должны были знать их с самого раннего детства. Без размышления никто не приходит к сознанию общих начал, первые пробуждения познания вообще не суть, общие положения касаются только частных впечатлений. А последние являются гораздо позже в сознании человека, а, следовательно, бывают, не прирожденны, а приобретены опытом, Этот опыт двояк: или он происходит через познание внешних предметов посредством органов чувств - ощущение, либо он есть результат внутренней деятельности нашей души - рефлексия". "В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта" - вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Модернизация школьного образования
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиц ...

Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это ...

Оценка эффективности апробированной программы коррекции педагогической запущенности
Апробация разработанной коррекционной программы осуществлялась нами в ходе практического исследования, проводившегося в 2007-2008 гг. на базе МОУ СОШ № 7 г. Балашова. Первые диагностические измерения сняты с трех педагогически запущенных, учащихся МОУ СОШ № 7 г. Балашова. Результаты представлены ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru