Предлагаемые методики для формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Предлагаемые методики для формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Страница 2

Постепенно в речевой материал для анализа и синтеза вводят слова с новым поставленным звуком, но с учетом слоговой сложности их. Так, например, когда звук ш будет поставлен и учащиеся смогут его правильно произносить изолированно и в несложных звуковых комплексах (в слогах, в простых словах), речевой материал для анализа и синтеза максимально насыщается словами, содержащими звук ш. По структуре эти слова должны соответствовать словам того типа, над которыми на данном этапе ведется работа (односложные, двусложные или многосложные - в зависимости от уровня знаний детей). Формы звукового анализа и синтеза постепенно усложняются, в упражнения вводят слова более сложной слоговой структуры и предложения новых типов.

Наряду с развитием звукового анализа вновь поставленный звук интенсивно закрепляют в устной речи путем проговаривания слогов, слов, фраз, рассказов и т. д.

Таковы важнейшие принципы построения системы преодоления фонетико-фонематических отклонений в развитии речи, на основе которых у учащихся образуются прочные навыки грамотного письма.

Игра как средство развития фонематического слуха

В решении комплекса актуальных задач обучения и воспитания одно из центральных мест принадлежит проблеме поиска эффективных путей, средств, методов и приемов организации учебного процесса. Предпочтение отдается тем из них, которые полифункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. В школьной практике к таким средствам все чаще относят игры, позволяющие активизировать учебный процесс (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.).

Учебник «Моя любимая Азбука» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) построен в игровой форме, что является важной его особенностью, ведь в первые недели пребывания в школе ребенку трудно адаптироваться к новой среде, в которую он попал. Поэтому обучение для него должно сочетаться с игрой, поможет вовлечь его в ритм школьной жизни.

Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р. Львова, - это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений».

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.

Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.

Приемы развития фонематического слуха: практика восприятия речи и говорения; фонетический анализ и синтез как специальные задания, упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных и пр.

На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

1. «Звуковой конструктор».

Учитель говорит на ухо одному ученику слово, а другому - звук. Каждый из них произносит свое. Школьники должны сказать, в начало или в конец слова надо добавить названный звук, чтобы получилось другое слово. Например: парк - пар, шар - шарф, рот - крот, мех - смех, бот - борт, сор - сорт, тачка - стачка, тучка - штучка.

Вариант игры: учитель дает слово, в котором нужно убрать звук, чтобы получилось новое слово.

Наиболее трудный вариант: дети сами придумывают слова для «реконструкции».

2. «Волк, собака и охотник».

Учитель:

- Сейчас в лесу идет большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками - за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой - [р'], остальные звуки - зайцами, а вы - охотниками. Теперь будьте внимательны! Если услышите звук [р] в словах, которые я произношу, стреляйте - хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайцев или свою охотничью собаку. Итак, начинаем охоту!

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Дидактические возможности, типы и основные характеристики аудиовизуальных средств обучения английскому языку
В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разн ...

Требования к вычислительным умениям и навыкам
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное ...

Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала
Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову). В последнее время наиболее ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru