4. Независимость учебных заведений в принятии решений: это позволяет шведским университетам быстро приспосабливаться к веяниям времени, разрабатывать и внедрять новые учебные программы, наиболее соответствующие требованиям рынка. В результате, в Швеции существуют современные учебные программы на любой вкус, что позволяет студентам стать высококвалифицированными специалистами после окончания обучения.
5. Значительные возможности для проведения научных исследований: основная научная база сосредоточена в университетах, что определяет тесную связь между результатами исследований и учебными программами.
6. Английский язык – второй национальный: подавляющее большинство сотрудников шведских компаний используют английский язык в качестве рабочего.
Высшее образование в Швеции представлено образовательными учреждениями университетского и неуниверситетского уровня. К первым относятся собственно университеты и университетские колледжи. Ко второй группе относятся многочисленные высшие школы и колледжи, осуществляющие в течение 1-3 лет подготовку узкоспециализированных специалистов среднего звена. Между университетами и университетскими колледжами существует только одно различие: большинство последних, в отличие от университетов, не предоставляют возможность получения степени доктора (PhDs) и Licentiate. Некоторые колледжи присваивают эти степени только по определенным дисциплинам. Что касается остальных степеней, между этими вузами нет никаких различий.
В Швеции высшее образование трехступенчатое: после двух лет обучения выдается диплом об окончании вуза, после трех – присваивается степень бакалавра, после четырех – степень магистра (на фармацевтическом и юридическом факультетах срок получения степени увеличивается на год, а на медицинском 2-2,5 года). Большинство иностранных студентов приезжают в Швецию по программам обмена на стажировку. Многие едут сюда изучать шведский язык. Обучение языку может длиться от 2 месяцев (летние курсы) до 5 лет.
Шведская система высшего образования предлагает учебные программы, после освоения которых, студент получает одну из следующих степеней:
Hogskoleexamen – университетский диплом, выдается при наличие 80 балов после двух лет обучения;
Kandidatexamen – степень бакалавра, может быть присуждена после получения по крайней мере 120 баллов. Шестьдесят из этих баллов необходимо набрать по профильной специальности и 10 – за индивидуальную деятельность; диплом выдается после трех лет обучения;
Magisterexamen – степень магистра. Существует две степени магистра:
A magisterexamen med amnesbredd, присваиваемая студентам, которые продолжили обучение по специальности, отличной от полученной ранее;
A magisterexamen med amnesdjup, присваиваемая студентам, продолжившим обучение по той же специальности, по которй учились ранее.
Yrkesexamina – профессиональная степень. В Швеции существует 50 профессиональных степеней. Некоторые из них дают право на работу по специальностям, требующим наличия соответствующей регистрации и специального разрешения. К ним относятся юриспруденция, социальная работа, искусство, медицина, инженерия, преподавательская работа, сельское хозяйство, ветеринария и пр.
Licenciatexamen – лицензиат, предоставляется после окончания аспирантуры при условии набора 80 баллов за обучение и 40 баллов – за написание эссе или научной работы.
Doktorexamen – степень доктора. Предоставляется после набора 160 баллов а результате обучения в аспирантуре и 80 – за написание диссертации.
Данный обзор стандартов образования в Швеции иллюстрирует возможности Болонского процесса на практике, поскольку это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Начало Болонского процесса можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге в 2001году, Берлине в 2003, в Бергене в 2005 и Лондоне 2007. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
1. построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
Личность и индивидуальность
Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность) – и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждом присутствуют и животное начало (орган ...
Аутентичность текста и его восприятия
Центральной проблемой является аутентичность текста как важнейшего звена учебного процесса В пользу применения аутентичных, неадаптированных текстов, предназначенных для носителей языка, свидетельствуют следующие аргументы.
1. Использование искусственных, упрощенных текстов может впоследствии зат ...
Успешность учебной деятельности
На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень общей подготовленности; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы ...