Использование логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Информация о педагогике » Использование логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Актуальность проблемы заключается в том, что дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза. У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи.

Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Просодическая сторона речи изучалась Е.С. Кубряковой, Г.Н. Ивановой Лукьяновой, Н.Д. Светозаровой, Н.В. Черемисиной – Ениколоповой, Л.А. Вербицкой, М.В. Гординой, Л.В. Бондаренко и др.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

У большинства детей звукопроизношение к четырем-пяти годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Музыкальное развитие детей с речевой патологией специфично.

В современной общей и специальной педагогике, этим вопросом занимались многие деятели науки, такие как Г.В. Волкова, А.З. Андронова Арутюнян, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.В. Черемисина, Н.Н. Трауготт, С.Н. Цейтлин и другие.

Предметом работы является исследование влияния логоритмики на устранение нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Объектом работы является использование логоритмики в устранении нарушений просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии старшей группы детского сада №232 Заводского р-на(пос. Южный).

Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

В связи с этим, цель работы: определить условия, при которых логопедическая ритмика становится эффективным средством коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее время среди детей, посещающих детский сад около 40% имеют логопедические диагнозы. Поэтому логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением просодической стороны речи, если:

- включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;

- создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;

- проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.

Задачи работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме;

2. Определить влияние логоритмических занятий на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;

3. Показать методы и приемы обучения и развития речи детей с нарушением просодической стороны речи средствами логопедической ритмики.


Другие статьи:

Развитие информационных умений учащихся на уроках физики
Совершенствование методов и разработка активных форм обучения физике – одно из важнейших средств интенсификации и оптимизации учебного процесса. Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача научить учащихся учиться. Учеб ...

Методика работы с сюжетной задачей на конкретных примерах
Задача 1. Расстояние между двумя причалами 35 км. Сколько времени потратит теплоход на путь по реке от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость теплохода 17 км/ч, а скорость течения реки - 3 км/ч? Работа над текстом задачи. После прочтения текста задачи учащимися, задаются ...

Использование компьютерных технологий при изучении темы "Логарифмические уравнения"
При объяснении темы "Логарифмические уравнения", во время раскрытия методов решения логарифмических уравнений можно воспользоваться мультимедийной программой "Математика. Решение уравнений и неравенств". Её курс построен на визуальном и фонематическом восприятии информации. На ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru