Использование логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Информация о педагогике » Использование логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Актуальность проблемы заключается в том, что дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза. У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи.

Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Просодическая сторона речи изучалась Е.С. Кубряковой, Г.Н. Ивановой Лукьяновой, Н.Д. Светозаровой, Н.В. Черемисиной – Ениколоповой, Л.А. Вербицкой, М.В. Гординой, Л.В. Бондаренко и др.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

У большинства детей звукопроизношение к четырем-пяти годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Музыкальное развитие детей с речевой патологией специфично.

В современной общей и специальной педагогике, этим вопросом занимались многие деятели науки, такие как Г.В. Волкова, А.З. Андронова Арутюнян, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.В. Черемисина, Н.Н. Трауготт, С.Н. Цейтлин и другие.

Предметом работы является исследование влияния логоритмики на устранение нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Объектом работы является использование логоритмики в устранении нарушений просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии старшей группы детского сада №232 Заводского р-на(пос. Южный).

Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

В связи с этим, цель работы: определить условия, при которых логопедическая ритмика становится эффективным средством коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее время среди детей, посещающих детский сад около 40% имеют логопедические диагнозы. Поэтому логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением просодической стороны речи, если:

- включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;

- создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;

- проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.

Задачи работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме;

2. Определить влияние логоритмических занятий на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;

3. Показать методы и приемы обучения и развития речи детей с нарушением просодической стороны речи средствами логопедической ритмики.


Другие статьи:

Лингво-культурологический аспект как необходимое условие для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке
В условиях глобализации нашего мира ни у кого не вызывает сомнения факт, что для успешного ведения дел на мировом рынке необходимо не только знание языков, но и культурных особенностей людей той или иной страны. В конце XX века началось активное развитие науки, которая изучает язык как феномен кул ...

Определение коллективной формы организации учебной деятельности
Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе. В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение. Коллективное обучение – это только такое обучение, при котор ...

Профильный экзамен по математике
К индивидуальному подходу в образовании в настоящее время устремлены единые государственные экзамены. В настоящее время ЕГЭ разработан в расчёте на выпускников школы, изучающих математику 5 часов в неделю. Структура экзаменационных заданий такова: Часть 1 Часть 2 Часть 3 Общее чис ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru