Разработка и эксплуатация информационных образовательных ресурсов неразрывно связана с оценкой эффективности их применения в образовательном процессе. Образовательная среда как педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае состоит из таких элементов, как цели образования, содержание образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема. Сетевые информационные образовательные ресурсы (далее – сетевой ресурс) - это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет независимо от расположения обучающих и обучающихся в пространстве и во времени. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), между собой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению в пространстве и во времени.
Сетевой ресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной, заочной, вечерней формах получения образования. Таким образом, сетевой ресурс - это учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения по дисциплине учебного плана.
Дидактические свойства сетевого ресурса в процессе обучения позволяют реализовать:
представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентов учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе;
диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и функционально-производственной информацией и другой, отражающей учебно-методическую и административную информацию (в текстовом, речевом, графическом и мультимедийном вариантах) независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени;
обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени;
доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет т.п.);
доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим материалам;
организация коллективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собой посредством теле и видеоконференций;
обмен определенной заранее заданной части информации в конфиденциальной форме и регламентированный доступ;
техническая консультационная поддержка функционирования сетевого ресурса.
С целью разработки методов и алгоритмов использования сетевых ресурсов в реальном учебном процессе, а также обеспечения подготовки преподавателей для самостоятельной разработки учебно-методических материалов и организации внедрения этих разработок в учебный процесс, необходимо наличие:
электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине;
документооборота;
преподавателей, специально подготовленных для работы в новой образовательной среде;
электронных форм проверки знаний обучающихся.
Конечной целью становится создание технологической платформы, которая позволит в полной мере использовать ресурс в реальном учебном процессе вуза.
Основными элементами (блоками) сетевого ресурса являются:
1)инструктивный блок;
Учебные планы и программы
Учебные и учебно - методические материалы
2)информационный блок;
Научные и официальные материалы
Курсы лекций
Учебная, научная и специальная литература
Иллюстративный материал
Законы и нормативные акты
Ссылки на библиотеки
Периодические электронные издания
3)коммуникативный блок; и контрольный блок.
Студенческие работы
Диссертации (авторефераты, аннотации)
Преподаватели и ученые
Образовательные и научные центры
Государственные и муниципальные органы власти
Научные, научно-практические конференции, семинары и симпозиумы
Ссылки на форумы, интернет - конференции, чаты
Профессиональные союзы, ассоциации, общества
Структура и наполнение блоков сетевого ресурса
Для создания сетевых ресурсов с помощью готовых инструментальных средств разработки и использования сетевых курсов преподавателю желательно подготовить учебный материал форме, описанной ниже.
Структура и содержание инструктивного блока.
Объем блока около 10-15 стр.
Содержание блока включает в себя:
1. Учебную программу;
2. Руководство по изучению дисциплины.
2. Информационный блок (Е-лекция)
Объем блока составляет 15-20 стр. для социально-гуманитарных дисциплин. Объем информации, которое включается в блок, равно объему содержания традиционной лекции, а количество блоков равно количеству, указанному в тематическом плане.
Элементы управления при обучении
Для локального и сетевого режимов элементы управления процессом обучения могут быть разными.
Меню главного окна программы Фобус состоит из трех команд: Обучение, Сервис и ? (справка).
Команда Обучение предназначена для запуска обучения или аттестации по какому-либо курсу (рис. 24):
Рис. 24. М ...
Подходы к развитию словаря дошкольников
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. ...
Лечение и коррекция гиперактивного поведения
После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-пед ...