Проблемы профильного обучения

Страница 2

Слова "гуманитарный профиль" понимаются по-разному. Многие видят в нем вариант компенсированного обучения математике, ориентированного на тех, кто математикой заниматься не хочет и/или не может. Более серьезная точка зрения ориентирована на принципиальную перестройку курса математики в сторону его общекультурной составляющей, что потребует значительного расширения визуально-образных и ассоциативных способов познания (за счет сокращения его алгоритмической составляющей), изменения характера приложений и возможного усиления логики и дедукции.

С проблемой профилизации обучения тесно связана проблема его индивидуализации.

Отказ от позиций единого подхода к обучению, его целям и результатам, произошедший на грани 80-х и 90-х годов (связанный, разумеется, с общей демократизацией общественной жизни), выдвинул на первый план проблему дифференциации обучения. Решение этой проблемы шло двумя путями - созданием профильных классов и школ и публикацией разнообразных дидактических материалов. Появились параллельно действующие учебники, стали разрабатываться различные программы и системы обучения. Работа по дифференциации обучения имела, несомненно, положительные результаты, однако меняющиеся социальные условия жизни обострили всегда существовавшую потребность в индивидуализации обучения.

Появилась потребность в разработке технологии, которая обеспечила бы индивидуальную траекторию обучения, способную учесть реально достигнутый уровень образования и воспитания подростка, а затем гибко реагировать на происходящие изменения.

В поисках решения названной проблемы международная группа педагогов-исследователей в 1988 - 1990 гг. начала теоретическую и практическую разработку новой педагогической системы, называемой продуктивным обучением. Основные положения концепции таковы.

1. Обучение реализуется в виде последовательности учебных модулей, составляющих индивидуальную образовательную траекторию участника программы.

2. Учебный модуль представляет собой самостоятельный фрагмент учебной программы, имеющий четкую учебную цель и завершающийся "продуктом" - отчетом, рефератом, защитой проекта и т.п. Модули часто имеют интегративный характер, соединяя задания из разных образовательных областей. Модуль может выполняться в группе или самостоятельно, в стенах школы или вне ее (на "ресурсах" - местах практики) и, как правило, соединен с предпрофессиональной подготовкой.

3. Система существенно меняет взаимоотношения между учителем и учеником. Учитель становится, прежде всего, советчиком, консультантом. Большую роль играет "тьютор" - учитель, составляющий вместе с участником его образовательную траекторию, корректирующий и контролирующий ее.

4. Повышается ответственность участника за свое образование. Развитие необходимой мотивации поддерживается участием во "взрослой жизни" (прохождение системы практик). Развиваются коммуникативные навыки. Большую роль играет компьютерная техника, работа на которой входит в обязательную программу (мастерские продуктивного обучения).

Идеи продуктивного обучения нашли свое отражение в преподавании математики. Сюда можно отнести:

новые формы индивидуальных заданий: сюжетные циклы, исследовательские работы, игры, которые имеют вид законченных модулей, позволяющих ученику добиться запоминающихся результатов и предполагающих индивидуальный темп и стиль работы;

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Базовое обучение информатике в школе
Появление и начальное становление информатики как науки относится о второй половине прошлого века. Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а так же вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых ...

Понятие векторного изображения. Представление о цветовых моделях. Назначение и элементы графического редактора
Данная тема включает в себя два параграфа, каждый из которых разбит ещё на два пункта. Разумеется, введение в работу с векторной графикой должно начинаться с рассмотрения понятия векторного изображения, а именно знакомством с понятиями о векторной и растровой графике и цветовых моделях. Кроме этого ...

Методика использования дидактических игр как формы обучения детей раннего возраста
Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные све ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru