Изучение дислалии, как формы нарушения звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М

Информация о педагогике » Современные подходы к изучению дислалии, как нарушению звукопроизношения » Изучение дислалии, как формы нарушения звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М

Страница 2

Для обобщения материала, написанного в научной работе, мне бы хотелось привести схему, которая наглядно отображает все этапы развития дислалии в отечественной логопедии:

В 30 – 50 – е года 20 века

, дислалия в логопедической практике находилась на ранней стадии своего развития. Хватцев М.Е. впервые в отечественной логопедии ввел понятие «косноязычие», применительно к дислалии, обозначив им неспособность правильно произносить и образовывать некоторые звуки или ряды звуков. Данный термин явился своеобразной базой, фундаментом для дальнейшего изучения дислалии, как самостоятельного речевого нарушения.

В 60-х годах 20 столетия

наблюдаются существенные изменения относительно данной речевой патологии. Правдина О.В. кардинально изменяет терминологический аппарат логопедии, т.е. отказывается от термина «косноязычие», и применяет вместо него термин «дислалия», тем самым, выделив дислалию в самостоятельное нарушение речи. Да, косноязычие с физиологической точки зрения соответствует принятому в логопедии термину «дислалия», но от него нужно строго отличать расстройство речевой функции, имеющие с ним некоторое внешнее сходство, но различные по этимологии, патогенезу и общей симптоматик. Мне бы хотелось выделить ряд факторов, отличающих классификацию форм дислалии Правдиной О.В. от классификации Хватцева М.Е.:

Ø В отличие от Хватцева М.Е., который выделил три формы дислалии (органическую, функциональную и механическую), Правдина О.В. создает собственную классификацию, где исключает нарушения, обусловленные дефектами слуха и выделяет только две формы дислалии: функциональную и механическую, причем в состав последней была включена ринолалия.

Ø Правдина О.В. объединяет два понятия органическая и механическая дислалия, и вводит одно общее понятие для всех случаев неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Это понятие «механическая дислалия».

Ø В своей классификации Хватцев М.Е., относит к понятию «функциональная дислалия» случаи, обусловленные мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка и слабостью выдыхаемой струи воздуха. Правдина О.В. полностью отказывается от данной трактовки, и дает свою. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют); от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка, что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера.

Я думаю, необходимо выделить очень важный фактор, свидетельствующий об общности взглядов двух отечественных логопедов. Он состоит в том, что Хватцев М.Е. и Правдина О.В. среди нарушений голоса, темпа речи, организации речи, смогли выделить нарушения произношения, и дать им, хотя и различную, но свою трактовку («косноязычие» и «дислалия»). Это явилось важным шагом на пути изучения речи.

На мой взгляд, очень интересным является то, как произошла эволюция термина «дислалия» в логопедической практике. Ведь, от достаточно сложной классификации Хватцева М.Е., где такое разнообразие форм и этимологий дислалии, Правдина О.В. на основе большого клинического материала выделяет на ее взгляд самое существенное! Но именно благодаря Борису Моисеевичу Гриншпуну, который в своей работе подчеркивает, что необходимо учитывать каким является дефект, фонетическим или фонематическим были выделены еще три формы дислалии:

1. акустико-фонематическая,

2. артикуляторно-фонетическая,

3. артикуляторно-фонематическая.

Гриншпун Б.М. не отказывается от классификаций, предложенных ранее его коллегами, он не пытается их опровергнуть. Его современный взгляд на трактовку данного речевого нарушения – это свидетельство структурной сложности такого дефекта, как дислалия.

В своей классификации Гриншпун Б.М. подошел к детальному анализу дислалии, как формы речевого нарушения. Если в основе классификаций, предложенных Правдиной О.В. и Хватцевым М.Е., лежат случаи неправильного звукопроизношения, обусловленные анатомическими дефектами органов речи и т.д., а также как результатов воздействия социальных факторов, то классификация Гриншпуна Б.М. представлена дефектами фонетического и фонематического характера.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Анализ творческого дела
В сфере воспитания коллективно- творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, очень действенная. У каждого кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают с ...

Выбор темы художественно-творческой части дипломной работы
Мода на изделия художественного творчества в настоящее время приобрела форму китча. На всевозможных лотках красуются матрешки, рисунки на пасхальных яйцах из дерева. Также подчас пародируют проблемы русской глубинки, а изделия из Ржели старательно имитируют не слишком оригинальные анекдоты о новых ...

Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации
Компьютерная графика позволила художникам реализовывать идеи, которые при ручной работе были бы или затратны, или трудно выполнимы. Хотя говорить, что классические техники графического рисунка (тушь, акварель, темпера, акрил, аппликация, силуэт и др.) уходят на задворки истории, по меньшей мере, н ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru