Лингво-культурологический аспект как необходимое условие для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке

Информация о педагогике » Пути повышения речевой активности учащихся » Лингво-культурологический аспект как необходимое условие для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке

Страница 2

Понятие диалога культур часто, в том числе и в образовании, используется с одной прагматической целью — сформировать толерантность в межэтнических отношениях. Полезность решения этой задачи не вызывает сомнений и не может оспариваться. Однако само решение этой задачи невозможно без знания конкретных этнических культур во всем их многообразии и истории, без знания территориальных и социальных вариантов этих культур, а также без четких и объемных представлений о современном состоянии этнических культур. Современная система образования для учеников Российской Федерации не располагает такой информацией и не всегда оказывается в состоянии внедрить весь этот материал в учебный процесс в методически корректной форме.

В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в других видах деятельности.

В западной культуре существует понятие «человек – хозяин вселенной», поэтому в языке существует большое количество слов, начинающихся с приставки self- (сам) – самоопределение, самообразование, даже self-made man (человек, сделавший себя сам), что означает, что человек добился в жизни многих успехов вследствие саморазвития. В восточных культурах, где понятия «человек – властелин природы» не существует, преобладает более гармоничное сосуществование человека с внешним миром. В языках таких культур вы не встретите слова «я», написанного с заглавной буквы.

Ярким примером того, как язык соотносится со структурой мышления и способом познания внешнего мира у разных народов, является понятие времени. «Время – деньги» - типичное словосочетание для англоязычных культур, тогда как южная Европа не оценит этого понятия. В слово «пунктуальность» также вкладывается разный смысл. Для немца это означает быть на встрече точно в назначенное время, для японца – за десять минут до встречи, для итальянца – задержаться минут на двадцать.

Языковые явления определяются социокультурными явлениями в обществе, - считает А.С.Комаров. Индивидуализм и коллективизм, материализм и духовность, так называемые линейное и системное восприятия мира, отношение к окружающей среде и времени (о чем говорилось выше), пространству, способы общения – все эти и другие отличия отражаются в языковых явлениях Воспитательные и развивающие возможности преподавания языка видятся в формировании мировоззрения, страноведческих знаний и расширении кругозора учащихся, осознании и развитии мышления и практического владения родным языком.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости обязательного включения в материал школьной программы текстов, содержащих лингвострановедческую информацию о стране изучаемого языка, а также рекомендуется, наряду с самим предметом «английский язык», ввести в школьную программу предмет «страноведение».

В связи с реформой предлагается усилить воспитательный потенциал предмета «иностранный язык», а именно: использовать интересные, насыщенные мировоззренческой информацией тексты, углублять и расширять внеклассную работу.

На сегодняшний день у школьников появились все возможности изучать язык не только изолированно, но и в тесной связи со страной изучаемого языка. Многие школы в качестве языковой практики организуют поездки в различные англоговорящие страны, а также приглашают иностранцев в школы для проведения бесед со школьниками.

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно решать жизненные и профессиональные вопросы.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Анализ организационного и основного периода работы
Организационный период. Это период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3. Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся, формирование временного детского коллектива. Для достижения цели выполнялись следующие задачи: · Встреча детей, формирование отрядов, · Анкетирование с ц ...

Основные направления молодежной политики г. Серпухова
На территории г. Серпухова управление по культуре, спорту и работе с молодёжью осуществляет разработку и реализацию государственной молодежной политики, а также координирует в случаях, установленных федеральным и региональным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной ...

Игра-занятие «Гусь»
Для детей 2,5-3 лет Цель: Сложившийся ранее фольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода - с дитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы - длинная, тонкая ше ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru