Лингво-культурологический аспект как необходимое условие для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке

Информация о педагогике » Пути повышения речевой активности учащихся » Лингво-культурологический аспект как необходимое условие для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке

Страница 2

Понятие диалога культур часто, в том числе и в образовании, используется с одной прагматической целью — сформировать толерантность в межэтнических отношениях. Полезность решения этой задачи не вызывает сомнений и не может оспариваться. Однако само решение этой задачи невозможно без знания конкретных этнических культур во всем их многообразии и истории, без знания территориальных и социальных вариантов этих культур, а также без четких и объемных представлений о современном состоянии этнических культур. Современная система образования для учеников Российской Федерации не располагает такой информацией и не всегда оказывается в состоянии внедрить весь этот материал в учебный процесс в методически корректной форме.

В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в других видах деятельности.

В западной культуре существует понятие «человек – хозяин вселенной», поэтому в языке существует большое количество слов, начинающихся с приставки self- (сам) – самоопределение, самообразование, даже self-made man (человек, сделавший себя сам), что означает, что человек добился в жизни многих успехов вследствие саморазвития. В восточных культурах, где понятия «человек – властелин природы» не существует, преобладает более гармоничное сосуществование человека с внешним миром. В языках таких культур вы не встретите слова «я», написанного с заглавной буквы.

Ярким примером того, как язык соотносится со структурой мышления и способом познания внешнего мира у разных народов, является понятие времени. «Время – деньги» - типичное словосочетание для англоязычных культур, тогда как южная Европа не оценит этого понятия. В слово «пунктуальность» также вкладывается разный смысл. Для немца это означает быть на встрече точно в назначенное время, для японца – за десять минут до встречи, для итальянца – задержаться минут на двадцать.

Языковые явления определяются социокультурными явлениями в обществе, - считает А.С.Комаров. Индивидуализм и коллективизм, материализм и духовность, так называемые линейное и системное восприятия мира, отношение к окружающей среде и времени (о чем говорилось выше), пространству, способы общения – все эти и другие отличия отражаются в языковых явлениях Воспитательные и развивающие возможности преподавания языка видятся в формировании мировоззрения, страноведческих знаний и расширении кругозора учащихся, осознании и развитии мышления и практического владения родным языком.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости обязательного включения в материал школьной программы текстов, содержащих лингвострановедческую информацию о стране изучаемого языка, а также рекомендуется, наряду с самим предметом «английский язык», ввести в школьную программу предмет «страноведение».

В связи с реформой предлагается усилить воспитательный потенциал предмета «иностранный язык», а именно: использовать интересные, насыщенные мировоззренческой информацией тексты, углублять и расширять внеклассную работу.

На сегодняшний день у школьников появились все возможности изучать язык не только изолированно, но и в тесной связи со страной изучаемого языка. Многие школы в качестве языковой практики организуют поездки в различные англоговорящие страны, а также приглашают иностранцев в школы для проведения бесед со школьниками.

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно решать жизненные и профессиональные вопросы.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Вклад Я.А. Коменского в развитие этнопедагогики
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-- 1670 гг.) -- гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существ ...

Тематическое планирование курса информатики в 9 классе, предусматривающего применение метода проектов в профессиональной ориентации школьников
профессиональный ориентация проект школьник Тематическое планирование курса информатики в 9 классе разрабатывается на основе образовательного стандарта, и образовательных программ. Стандарт образования един, реализация стандарта в различных программах представлена по-разному. Наиболее распростран ...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсематематики
Сюжетной задачей называют такую задачу, в которой данные и связь между ними включены в фабулу. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отношений, для овладения эфф ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru