Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса

Информация о педагогике » Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса » Методы исследования факторов формирования интереса у учащихся пятого класса

Страница 2

Согласно этой методике, выделяются следующие уровни мотивации учения:

1 уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

2 уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

3 уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

4 уровень - сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отрицательное эмоциональное отношение к учению;

5 уровень - резко отрицательное отношение к учению.

Задачей было выявить средний показатель уровня у учащихся и провести анализ работ, исходя из сочетаний результата по разным шкалам, интерпретировать то эмоциональное отношение к учебе, которые пятиклассники испытывают.

Что касается оценки детских рисунков, рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием данного интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать .

Первыми исследованиями эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку были работы А.М. Шуберта, проведенные еще в 1928 году. Как утверждается, своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка, сколько его эмоционально - волевой сферой - тоном настроения, интересами, активностью, прочее.

Было выявлено, что, например, дети очень подвижны чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных - бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; уплотненность, закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств - свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка .

Являясь одним наиболее распространенных методов изучения продуктов деятельности учащихся в школе, оценка рисунка также была использована в данном исследовании. Тематика была привязана к предмету исследования и сформирована следующим образом: "Что мне нравится в школе?" В критерии оценки входят не только то, что изображают учащиеся, но и то, как они нарисовали свой рисунок: стиль, выбранные цвета, манера рисования. В этот же раздел можно отнести и метод изучения школьных сочинений. Этот метод (также как и метод индивидуальной беседы) дает богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся. Результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет. Однако из-за достаточного количества методов исследования по заданной теме, этот метод в данной работе использоваться не будет.

При оценке рисунков использовались следующие критерии: при несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов.

Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе. При этом учитывается сюжет рисунка. Например, различные учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и так далее. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных мотивов (30 баллов). Ситуации не учебного характера - школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и прочее, свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов). Игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне) характерны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Вклад Г.Н. Волкова в развитие этнопедагогики
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный у ...

Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся на уроках физики
Новые жизненные условия выдвигают особые требования к молодым людям, вступающим в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача развития мышления учащихся и умения творчески применять знания на ...

Вид домашних упражнений направленных на развитие творческих качеств учащихся
1. Задачи на построение, решаемые любыми или указанными методами. Многие конструктивные задачи можно решить несколькими способами. Поэтому время от времени следует предлагать учащимся рассмотрению задачи снова решить произвольно выбранным из указанном методом. Эти упражнения могут иметь следующий ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru