Отражение проблемы социально-психологического обеспечения учащихся в начальных классах в практике педагогического воздействия

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Отражение проблемы социально-психологического обеспечения учащихся в начальных классах в практике педагогического воздействия

Страница 7

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал учащийся, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Для того чтобы педагогическая деятельность была успешной, она должна сознательно регулироваться и направляться по определенному руслу, иначе говоря, она должна быть управляемой. Данную функцию выполняет учитель, который, опираясь на знание общих и социально-психологических законов управления, "ведет" ученический коллектив к достижению поставленных целей. В структуре образовательной системы учитель выступает как субъект управления. Объектом же управления являются учащиеся класса. Между субъектом и объектом всегда складываются тесные взаимоотношения. Субъект управления придает устойчивость, стабильность объекту, поддерживает его функции и направленность развития. Вместе с тем управление может быть достаточно успешно лишь в том случае, если субъект - педагог правильно определил цель взаимодействия, а объект - учащиеся имеют способы и возможности для ее реализации. Эффективное управленческое взаимодействие возможно также при том условии, если объект управления правильно воспринимает и выполняет команды (распоряжения) субъекта управления. Поэтому, как справедливо отмечают некоторые психологи, для осуществления управленческого процесса необходимо, с одной стороны, наличие у субъекта управления определенной мотивации (потребностей) возможностей (знаний, способностей) руководить объектом. А с другой стороны - наличие управления собственной мотивации у объекта и способностей выполнять указанные команды так, чтобы в этом взаимодействии проявлялась двусторонняя заинтересованность и взаимопонимание. Управление образованием, таким образом, - преимущественно человеческая функция, заключающаяся в сознательном и планомерном воздействии на управляемую систему в целом или на отдельные процессы, происходящие в ней. Это воздействие осуществляется посредством управленческой деятельности учителя.

Из выше изложенного, следующий параграф мы посвятили описанию средств, которые активизируют педагогическое воздействие учителя в начальных классах.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Другие статьи:

Фрагмент урока для 9-го класса по теме «Теорема синусов и теорема косинусов»
Комментарии к уроку Тип данного урока систематизация и обобщение изученного материала. Его основная цель – систематизация знаний по пройденным темам. В данном фрагменте представлен способ закрепления материала в форме коллективной деятельности. Оборудование: сводная таблица. Обобщение и систем ...

Развитие, воспитание, обучение
Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие пр ...

Методы и формы обучения
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим выделяют основные приоритеты методики изучения элективных курсов: междисциплинарная интеграция, содействующая с ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru