Общие формы учебной работы учащихся

В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на обязательных (классовых), так и факультативных занятиях. Групповые формы используются на уроках, семинарах, практикуме и др. Они возможны на обязательных (классных), факультативных и домашних заданиях.

Эти формы организации обучения отличают друг от друга охват школьников учебной работой, особенности управления их учебной деятельностью со стороны учителя.

При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако она не рассчитана на учет индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым учащимся может показаться высоким, а сильным – низким.

При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. Эта группа предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Групповые формы правомерно подразделять на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебной работы организуется учебная деятельность специально сформированных для выполнения определённых заданий временных групп учащихся. Например, для выполнения лабораторной работы класс распределяется на 5 бригад.

При кооперировано-групповой форме учебной работы класс распределяется по группам для выполнения каждой из них части общего задания. При такой организации ученики сначала взаимодействуют, сотрудничают в группах, а затем в классе.

Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая форма. Она предполагает организацию работы групп учащихся с разными учебными возможностями. Допустим, учитель условно подразделяет учеников класса на две группы. Учитель может дать им разные по трудности задания или оказывать помощь в разной мере. Их объединяют единые виды заданий, соответствующих их учебным возможностям.

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп также зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые для всего класса задания.

Если каждый учащийся выполняет задания определенные в соответствии с его учебными возможностями, такую форму можно назвать индивидуализированной. Иногда выделяют одного - двух учеников для выполнения специальных самостоятельных заданий или для дополнительной работы с учителем. Класс в это время работает над общим заданием. Такую организацию процесса обучения можно назвать индивидуализировано-групповой формой.


Другие статьи:

Разработка занятий в системе детского образования
Учебно-тематический план 1 год обучения – год. Ремесла (7-8 лет 1 класс) № Темы часы в том числе теория практика 1 Вводная тема 2 1 1 2 Основные сведения о березе и бересте 8 4 4 3 Художественная обработка бересты (тиснение) 22 2 ...

Развитие мышления учащихся в процессе обучения физике
При формировании новых знаний и способов действий возможно использование различных методов исследования: экспериментального, теоретического, аксиоматического, описания. Любое исследование начинается с постановки проблемы, выдвижения гипотезы. В разработке предлагается технология выдвижения гипотез ...

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10–11 до 14–15 лет включает в себя такие её виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru