Общая характеристика социально-психологического обеспечения педагогического воздействия

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Общая характеристика социально-психологического обеспечения педагогического воздействия

Страница 2

использование субъектного, личностно-осмысленного опыта учащегося;

стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для обучаемых способов проработки нового учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

предоставление учащемуся свободы выбора при выполнении заданий по самоподготовке или при проведении воспитательных мероприятий;

накопление знаний, умений и навыков не столько в качестве самоцели (конечного результата), сколько в качестве эффективного средства реализации творческих способностей обучаемых;

предмет оценочных суждений преподавателя – учет не только правильности, но и оригинальности ответов обучаемых, их самостоятельных работ;

обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников, естественного межличностного общения на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ как результата обучения и воспитания, так и процесса его достижения.

Социально-психологическое обеспечение - особый тип взаимоотношений, возникающий на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность.

В деятельности педагога важнейшее значение приобретают психологическое и социально-психологическое обеспечение: знание психологических особенностей учащихся, умение создавать необходимую мотивацию и выбирать эффективные способы стимулирования воспитанников. Анализ и учет социально-психологических особенностей класса и межличностных отношений, существующих в нем, работа по формированию в коллективе здорового морально-психологического климата.

Общение в педагогической деятельности выступает как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и учащихся, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления во всех социально-экономических преобразованиях роли "человеческого фактора". Ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочей силы, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении с родителями, педагогами, сверстниками приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, человек приобретает все свои производительные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации. Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов: педагог открыто выступает как инициатор общения, он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами. Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Коллективная учебная деятельность как самостоятельная организационная форма обучения стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты. Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [25, 28] и др. также уделяли больш ...

Роль ролевых игр в развитии ребенка
Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в цирк или в приключения Муми-троллей, в звёздные войны или в строительство железной дороги ...

Урок – спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготов ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru