Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
1. Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.
Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
2. Вторая стадия – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.
В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.
Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.
Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.
Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.
Верстка издания
Приступать к верстке книги следует после создания предварительного макета и разработки основных элементов ее оформления. Верстальщик должен представлять, что получится в результате его работы, поскольку необходимо создать такой макет для верстки книги, который не только соответствует правилам верс ...
Комплекс использованных логоритмических упражнений по устранению нарушений
просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии,
проведение и последовательность
Содержанием занятий служат доступные детям дошкольного возраста разделы курса логоритмики. Сохраняется основной метод: внимательное слушание музыки, эмоциональное ее восприятие, анализ выразительных средств и отражение их в движении со словом.
Для работы можно использовать следующие музыкальные п ...
Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении
игре в баскетбол
Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна ...