Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения . Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» .
Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V- IX классах.
Первоначальное представление об этом жанре учащиеся получают в пятом классе, когда читают рассказы «Муму» И.Тургенева, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Васюткино озеро» В Астафьева.
Разбирая рассказы в 5-6 классах, учитель останавливает внимание учеников на следующих признаках этого жанра:
1) Рассказ (имеются в виду реалистические рассказы, изучаемые в неполной средней школе) отличается от сказки тем, что в нем описывается действительная жизнь.
2) Рассказ – это сравнительно небольшое повествование о событиях, происшедших с действующими лицами. Так, в «Васюткином озере» рассказывается о том, что произошло с Васюткой, заблудившемся в лесу.
3) В основе рассказа обычно лежит один эпизод. В «Васюткином озере» таким основным эпизодом является спасение.
4) Наряду с повествованием в рассказе вводятся описания: описывается наружность действующих лиц, предметы, явления природы.
5)Значительное место в рассказе занимают речи, высказывания действующих лиц. Обычно это бывают диалоги.
6) Для чего в рассказе излагаются события, передаются диалоги и описываются люди или природа? Для того, чтобы раскрыть личные качества, характеры и взаимоотношения действующих лиц. Характеры людей – самое главное в рассказе: через них выясняется основное содержание произведения. Так, в «Васюткином озере» раскрывается характер Васютки.
7) Среди героев рассказа выделяется один- два главных героя, все остальные рассматриваются как второстепенные.
В шестом классе на рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» можно обобщить эти стороны рассказа и дать определение этому жанру.
Следующие рассказы, вошедшие в программу 8 класса, как «После бала», «Фотография, на которой меня нет», еще больше закрепят знания учащихся о специфике рассказа.
Ясно, что, чем больше ученики будут ориентированы в составных элементах и общей структуре рассказа как вида литературных произведений, тем легче им будет анализировать и каждый конкретный рассказ в отдельности.
Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V- IX классах.
Первоначальное представление об этом жанре учащиеся получают в пятом классе, когда читают рассказы «Муму» И.Тургенева, «Теплый хлеб» К.Паустовского, «Васюткино озеро» В Астафьева.
Понятие и значение проблемы сиротства в России
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настояще ...
Работа с видеофрагментами
Одна из основных возможностей видео не свойственная никаким другим средствам наглядности – это способность создания речевой среды, которой так недостаёт учащимся при обучении иностранному языку. Количество новых лексических единиц не должно превышать 3-7 и большинство из них учащиеся понять из сит ...
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование
положительных взаимоотношений детей
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чув ...