Развитие, воспитание, обучение

Страница 2

Обучение. В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.

В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучение определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.

В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый имеет свои особенности.

Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной личности, развивает его индивидуальность.

Развитие, обучение, воспитание – взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать педагогическая деятельность.

В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель – изменить индивида и способствовать его социальному становлению.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это – педагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования… в результате его социализации и воспитания».

Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение – к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Организация ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
Разработка моделей психологического сопровождения в различных видах образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья; Ранняя диагностика и коррекция детей с психосоматическими заболеваниями в возрасте от 0 до 4 лет Разработка научно-методических основ эффективной интегра ...

Приемы устных вычислений, основанные на изучении результата действий в зависимости от изменения компонентов
Сложение и вычитание 1. Округление одного или нескольких слагаемых. Этот прием основан на изменении суммы при изменении слагаемых. а) Если одно из слагаемых увеличить (или уменьшить) на несколько единиц (или долей), а другое слагаемое оставить без изменения, то сумма увеличится (или уменьшится) ...

Особенности изобразительной деятельности дошкольника
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru