Истоки сиротства и причины его проявления

Страница 2

Существует три основных источника социального сиротства.

Первый путь - это добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка.

Второй путь - принудительный, при котором общество при посредстве государства, в целях зашиты интересов ребенка, лишает родителей их родительских прав.

Третий путь - утеря родителями своего ребенка. Наиболее распространенная категория детей, лишенных родителей, - это так называемые "отказные" дети, т.е. дети, от которых добровольно отказались родители.

Наиболее трагичен факт стремительного роста числа брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери.

Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Многие из них формировались в своеобразной субкультуре агрессии, другие страдали от унижающего достоинства, угнетения и холодного отношения со стороны родителей. В дальнейшем они как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения.

Прежде всего, у большинства "отказниц" не было образца нормальных семейных отношений, которые могли бы в последствии вызвать желание создать хорошую семью. В большинстве семей детей "воспитывали" в грубости, криком, часто побоями. В половине семей случались драки, скандалы. Отметим, что этот стиль передается "по наследству".

Недостаточно удовлетворительными были материальные условия семей. Более трети обеспечены ниже среднего уровня.

Чрезвычайно острым вопросом в совокупности проблем, приводящим к отказу от детей, является вопрос о семейных "традициях". Ханжеское отношение к внебрачной рождаемости буквально выбрасывает на произвол судьбы многих матерей-одиночек, подталкивает их к отказу от детей.

Наиболее важное место для "отказниц" занимают такие желания, как счастливое супружество, семейная жизнь. Меньшее место, хотя и довольно значительное, - потребительское отношение к жизни.

Все вышеперечисленные факторы могут способствовать стремлению молодых женщин к эмансипации от семьи, подталкивать их к поиску возмещения дефицита удовольствий через повышение сексуальной активности, формировать ложное представление о том, что можно перенести свою ответственность, в том числе за новорожденного ребенка, на других.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обуславливают рост социального сиротства и безнадзорности детей.

Обостряется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что она полимотивирована: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными социально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, приносит огорчения, требуют заботы. В деморализованных семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фоном жизни детей, жестокое обращение порой приобретает дикие формы: это побои, лишение пищи, воды, свободы (запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возможности выйти на улицу). А если к этому прибавить школьную депривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность, то становится понятным рост побегов детей из дома, правонарушений и даже самоубийства в подростковой среде.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Разработка занятий элективного курса
Занятие №1 Тема: «Функции и их основные свойства». Цели: обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний по теме «Функции. Основные свойства функций». Форма работы: беседа. Ход занятия: Организационный момент. Введение в элективный курс «Применение свойств функций при решении уравнений ...

Свойства внимания
Объем внимания определяется числом объектов, которые может быть охвачено вниманием в момент времени. Если ученику показать таблицу, на которой нарисован ряд предметов (независимо друг от друга), то в момент времени (1–2 секунды), он заметит несколько нарисованных предметов, что определит объем его ...

Типология творческих задач
В настоящее время особое внимание уделяется развитию творчества учащихся. Производительный труд и производственное обучение в системе трудового воспитания предъявляют к учащимся серьезные требования. У них вырабатывается активная жизненная позиция, более сознательное отношение к выбору будущей про ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru