Креативность – фактор одарённости, который отражается в тестах интеллекта, академических работах, научно-технических достижениях.
Показатели креативности:
беглость, гибкость, оригинальность, высокая мотивация к творчеству, независимость, открытость к новому опыту, высокая потребность в творчестве.
Перечислю тенденции в данной системе обучения:
От воспитанника, учащегося к его личности
От общественно ориентированного воспитания к личностно ориентированному.
От педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства.
От педагогики необходимости к педагогике свободы
От педагогики опеки к педагогике поддержки.
От педагогического экстремизма к толерантности.
От единообразия к вариативности.
В современной парадигме креативного воспитания в системе “Ученик – учитель - ученик” они становятся равноправными партнёрами. Реализация программы преследует цели:
Выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны – одарённых детей
Достижение максимального уровня развития креативности.
При детальном ознакомлении с трудами ученых в этой области оказалось, что разработка проблемы в современной педагогике основывается на трудах профессора Матюшкина. Психологи выделяют ключевые моменты:
– стоит принимать значения врождённости определённых качеств личности, но нельзя и недооценивать возможность их развития, или, наоборот, подавления.
– не должно быть упущено время для поддержки таланта, создании условий креативного развития, иначе он может не раскрыться или проявиться в малой степени, т.к. обращение к умственной деятельности только в возрасти 16-18 лет даёт минимум эффекта. Но возрастные ограничения для развития креативных способностей не существенны, можно согласно поговорке: “Лучше поздно, чем никогда”.
– следует учитывать внутреннюю потребность учащегося к самовыражению. Именно она создаёт условия проявления его способностей, побуждения к саморазвитию, стремление учащегося к испытанию своих способностей. Одно из условий развития креативного создания атмосферы инициативы, состязательности, дискуссии. Измерителями креативности в области физики могут служить вспомогательные способы решения задач, выполнения тестов, подготовка и выступление на семинарах и конференциях, выпуски устных журналов, газет, участие в декадах физики, Сахаровских чтениях.
Своей задачей в развитии указанных способностей считается необходимостью стимулирование творческой деятельности по индивидуальной программе, оказание чисто психологической поддержки, укрепляющей через силу посредством учения силы, позволяющие ему почувствовать радость успеха. В каждой учебной теме, изучаемой на уроках физики, можно создать условия для развития креативной деятельности.
Причем, по выражению самих учащихся, наиболее предпочтительны работы в группах.
Внедрение технологий, где проявляется коллективная форма работы, способствует формированию коммуникативных умений, главное из которых уметь слышать и слушать других. Учащиеся отстаивают свою точку зрения.
В качестве практического подтверждения предлагаю некоторые формы и примеры креативной деятельности в условиях лично-гуманитарного образования.
Сферы творчества (СТВ)
Качества личности
общие способности
специальные способности
критическое мышление
самостоятельность
интуиция
Область проявления
человек – техника
человек – художественный образ
человек – человек
человек – природа
человек – знаковая система
Деятельность
качество
оригинальность
продуктивность
эффективность
значимость
новизна
Методологические ЗУ
методы исследования
логика
диалектика
синергетика
проектирование
моделирование
программирование
Индивидуальные приёмы: учебные конференции, телеконференции, конкурс “Шаг в будущее”, семинары, декады физики. Выпуск “Физических вестников”, англоестественнонаучные рефераты, очные и заочные олимпиады.
С наибольшим успехом прошли конференции следующей тематики:
- “Электроэнергетика Проблемы, будущее энергетики”
- “Развитие средств связи как показатель развития цивилизации”
- “Ядерная энергетика”
- “Цвет как средство информации и фактор психологического комфорта”
- “Россия – родина авиации”
- “Уфологическая конференция”.
Учитель подобен режиссёру, который увлекает, создавая гармоничное единство мыслей, чувств, целей, задач, подчинённых реализации совместной креативной деятельности.
Считаю, что творческая активность развивает процесс познания, мышления и возможна при проведении занятий, раскрывающих глобальное значение вопросов научно-технического процесса. Этот процесс привёл человечество к современному уровню развития цивилизации.
Методические рекомендации к изучению темы "Логарифмические
уравнения"
Цели: раскрыть понятие "логарифмическое уравнение"; ознакомить учащихся с основными приёмами и методами решения уравнений этого вида; обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическими приёмами решения логарифмических уравнений.
Урок 1 "Решение логарифмических уравнени ...
Анализ учебника по литературе для 5 класса
Обращение к реальным запросам ученика — одна из особенностей школы сегодня. Литература как учебный предмет должна воспитать у ученика эстетический вкус и нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызвать потребность обращения к художественным произведениям.
В своей ...
Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.
В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. Однако феодально-абсолютистский режим задерживал развитие капитализма, сельского хозяйства, промышленности и торговли. Французская буржу ...