Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики

Информация о педагогике » Развитие учащихся в процессе обучения физике » Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики

Креативность – фактор одарённости, который отражается в тестах интеллекта, академических работах, научно-технических достижениях.

Показатели креативности:

беглость, гибкость, оригинальность, высокая мотивация к творчеству, независимость, открытость к новому опыту, высокая потребность в творчестве.

Перечислю тенденции в данной системе обучения:

От воспитанника, учащегося к его личности

От общественно ориентированного воспитания к личностно ориентированному.

От педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства.

От педагогики необходимости к педагогике свободы

От педагогики опеки к педагогике поддержки.

От педагогического экстремизма к толерантности.

От единообразия к вариативности.

В современной парадигме креативного воспитания в системе “Ученик – учитель - ученик” они становятся равноправными партнёрами. Реализация программы преследует цели:

Выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны – одарённых детей

Достижение максимального уровня развития креативности.

При детальном ознакомлении с трудами ученых в этой области оказалось, что разработка проблемы в современной педагогике основывается на трудах профессора Матюшкина. Психологи выделяют ключевые моменты:

– стоит принимать значения врождённости определённых качеств личности, но нельзя и недооценивать возможность их развития, или, наоборот, подавления.

– не должно быть упущено время для поддержки таланта, создании условий креативного развития, иначе он может не раскрыться или проявиться в малой степени, т.к. обращение к умственной деятельности только в возрасти 16-18 лет даёт минимум эффекта. Но возрастные ограничения для развития креативных способностей не существенны, можно согласно поговорке: “Лучше поздно, чем никогда”.

– следует учитывать внутреннюю потребность учащегося к самовыражению. Именно она создаёт условия проявления его способностей, побуждения к саморазвитию, стремление учащегося к испытанию своих способностей. Одно из условий развития креативного создания атмосферы инициативы, состязательности, дискуссии. Измерителями креативности в области физики могут служить вспомогательные способы решения задач, выполнения тестов, подготовка и выступление на семинарах и конференциях, выпуски устных журналов, газет, участие в декадах физики, Сахаровских чтениях.

Своей задачей в развитии указанных способностей считается необходимостью стимулирование творческой деятельности по индивидуальной программе, оказание чисто психологической поддержки, укрепляющей через силу посредством учения силы, позволяющие ему почувствовать радость успеха. В каждой учебной теме, изучаемой на уроках физики, можно создать условия для развития креативной деятельности.

Причем, по выражению самих учащихся, наиболее предпочтительны работы в группах.

Внедрение технологий, где проявляется коллективная форма работы, способствует формированию коммуникативных умений, главное из которых уметь слышать и слушать других. Учащиеся отстаивают свою точку зрения.

В качестве практического подтверждения предлагаю некоторые формы и примеры креативной деятельности в условиях лично-гуманитарного образования.

Сферы творчества (СТВ)

Качества личности

общие способности

специальные способности

критическое мышление

самостоятельность

интуиция

Область проявления

человек – техника

человек – художественный образ

человек – человек

человек – природа

человек – знаковая система

Деятельность

качество

оригинальность

продуктивность

эффективность

значимость

новизна

Методологические ЗУ

методы исследования

логика

диалектика

синергетика

проектирование

моделирование

программирование

Индивидуальные приёмы: учебные конференции, телеконференции, конкурс “Шаг в будущее”, семинары, декады физики. Выпуск “Физических вестников”, англоестественнонаучные рефераты, очные и заочные олимпиады.

С наибольшим успехом прошли конференции следующей тематики:

- “Электроэнергетика Проблемы, будущее энергетики”

- “Развитие средств связи как показатель развития цивилизации”

- “Ядерная энергетика”

- “Цвет как средство информации и фактор психологического комфорта”

- “Россия – родина авиации”

- “Уфологическая конференция”.

Учитель подобен режиссёру, который увлекает, создавая гармоничное единство мыслей, чувств, целей, задач, подчинённых реализации совместной креативной деятельности.

Считаю, что творческая активность развивает процесс познания, мышления и возможна при проведении занятий, раскрывающих глобальное значение вопросов научно-технического процесса. Этот процесс привёл человечество к современному уровню развития цивилизации.


Другие статьи:

Сущность общения
Общение - это сложный процесс выступающий, как взаимодействие людей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности, информационный процесс, отношение людей друг к другу, взаимовлияние людей, взаимное переживание и понимание. Общение имеет огромное зн ...

Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся
Весь процесс обучения направлен на достижение определенной цели - формирование и воспитание многогранной, творческой личности, с сложившимися приоритетами, правилами поведения, с системой ценностей и верными представлениями о мире в целом. Поэтому любая деятельность учителя должна носить целенапра ...

Предпочитаемые профили обучения
Как правило, в учебно-методический комплект, обеспечивающий работу по любой из новых программ, входит методическое пособие для учителя, в котором приводится примерное тематическое планирование, требования к контролю знаний учеников, проведению практических занятий и т.д. И это можно только приве ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru