Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни;

- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства;

- лексику, обозначающую время, пространство, количество.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И. Логинова выделила три таких направления:

- расширение словаря на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметом и явлений;

- усвоение слова на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

М.М. Алексеева выделяет следующие методы словарной работы

I. Введение новых слов в словарь

1. Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря.

2. Рассматривание и обследование предметов.

3. Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых.

Эти три метода используются во всех возрастных группах.

4. Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки.

5. Экскурсии (социальное окружение, природа) .

Последние два метода используются, начиная со средней группы.

II. Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря

1. Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием.

Этот метод используется главным образом в старших группах

2. Чтение и рассказывание литературных произведений.

3. Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Два последние метода используются во всех возрастных группах.

III. Закрепление и активизация словаря.

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание картин знакомого содержания.

3. Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками.

Эти методы используются во всех возрастных группах.

4. Словесные игры используются в средней и старшей группах

5. Лексические (словарные) упражнения используются во всех возрастных группах, чаще в старших.

6. Загадывание и отгадывание загадок используется во всех возрастных группах.

7. Рассказывание детьми (разные типы связных высказывания на разном материале) используется преимущественно в средней и старших группах

В старшем дошкольном возрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой- маленький, длинный – короткий, светлый – темный); продолжают развивать понимание и навыки употреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда). В старшем дошкольном возрасте обогащение словаря, усвоение новых слов идет в практическом плане. Безусловно, если бы не было такого речевого опыта, нельзя было бы говорить о дальнейшем речевом развитии детей на более высоком уровне. Но для успешного дальнейшего обучения ребенка в школе необходимо, чтобы ребенок своевременно перешел на "теоретические" позиции относительно речевой действительности, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Осознание языковых явлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков в произвольный план.

Методы обогащения словаря детей на специальных занятиях — практические. Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры, в частности игры с "дидактическими" (т. е. специально оснащенными) куклами. Используется также дидактическая игра, известная под названием "Чудесный мешочек" (дети опускают руки в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнают и называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети не могут "впитать" поэтическую сущность родного слова. Детей надо знакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слов просто указанием на реальный предмет, действие, признак. Таким образом, работа воспитателя по развитию речи у детей дошкольного возраста должна строиться из нескольких этапов: изучение детей, четкое выявление нарушения, составление плана работы, применение индивидуальных и групповых форм работы. В этом случае работа по развитию речи детей будет идти успешно.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

Видеофильм как средство повышения речевой активности учащихся в общеобразовательной школе
Формированию стойкой положительной мотивации у учащихся в отношении иностранного языка способствует использование видеофильмов. Практика такой работы в старших классах ведет к совершенствованию умений и навыков учеников в овладении английским языком. Известен факт, что хорошее владение иностранным ...

Положения перехода к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
14 ноября 2007 года Госдума на пленарном заседании приняла во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения понятия и структуры государственного образовател ...

Классификация понятий
Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное место. Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подви ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru