Психологические основы

Страница 3

Устойчивость (способность задерживаться на восприятии конкретного объекта).

Отвлекаемость (следствие отсутствия интереса).

Выделим виды внимания:

непроизвольное (возникает в силу действия сильного раздражителя или вызывающее эмоциональный отклик раздражителя; для непроизвольного внимания характерна легкость возникновения и переключения);

произвольное (возникает в результате постановки определенной задачи; для произвольного внимания характерна направленность внимания в зависимости от задачи; данный вид внимания не требует волевых усилий, но быстро утомляет);

послепроизвольное (возникает в результате вхождения в деятельность и возникающих в связи с этим интересов; здесь сохраняется целенаправленность внимания и снимается напряжение).

Таким образом, при организации урока следует строить процесс изложения материала таким образом, чтобы внимание постепенно изменялось от непроизвольного вида к послепроизвольному.

Встает вопрос, как все вышеизложенные факты применяются при обучении решению тригонометрических уравнений в общеобразовательной школе? Ответ на этот вопрос достаточно простой. Если посмотреть структуру изложения курса тригонометрии в школе, то можно увидеть раздел, который предполагает изучение тригонометрических функций, их свойств и графиков. График функции сам по себе представляет какую-либо наглядность, т.к. в большинстве случаев не обладая наглядным восприятием и не владея аппаратом для исследования функций, достаточно проблематичным становится вопрос о том, чтобы изобразить график данной функции. Кроме того, при введении понятия синус, косинус, тангенс и котангенс, при изучении простейших тригонометрических уравнений, при решении простейших тригонометрических уравнений и при выводе формул корней простейших тригонометрических уравнений учащиеся сталкиваются с новым для них понятием числовой окружности. Окружность – наглядный образ. На окружности достаточно простым становится изображение тех точек, которых на числовой прямой, в силу ограниченности бумажного листа, мы изобразить не можем. Например, точки вида и т.д. Таким образом, становится понятным, для чего нам важно учитывать на уроках тригонометрии различные виды восприятия, в данном случае - наглядное восприятие, а наглядное восприятие, в свою очередь тесно связано с принципом наглядности (см. §1).

При изложении данного курса вниманию учащихся предлагается большой теоретический материал, который подразумевает то, что учащиеся в состоянии запомнить все предлагаемые им теоретические факты, т.е. идет большая нагрузка на память учащихся. Здесь имеется в виду конечно не механическое запоминание (зазубривание), а наглядно-образное и словесно-логическая, двигательная и, конечно, логическая память. Причем нас интересует, чтобы все основные процессы памяти были затронуты при изложении курса. Как я уже сказала, большой объем теоретических фактов говорит о значительной нагрузке на память. Как нам обеспечить "работу" наглядно-образной, словесно-логической, двигательной и логической памяти, и как нам постараться избежать зазубривания в нашем курсе, как избежать перегрузки человеческой памяти? С этой проблемой нам помогает справиться знание основных дидактических принципов, в частности принципа научности, систематичности и последовательности, принципа наглядности, принципа сознательности и принципа прочности и знание основных методов обучения.

Будем учитывать также, что при решении тригонометрических уравнений учащийся сталкивается с новыми абстрактными понятиями такими, как арксинус, арккосинус и арктангенс числа. Эти понятия являются для них новыми и непонятными, и прежде чем использовать их при выводе формул корней тригонометрических уравнений, учащийся должен «прочувствовать», «попробовать» эти понятия. Также при изучении тригонометрических уравнений учащийся сталкивается с непривычным множителем (–1)n. Даже студенты вузов при изучении темы «Знакопеременные ряды», запоминают (–1)n, как таблицу умножения, т.е. зазубривают, а мы хотим от учеников 10 класса соответствующего понимания. Учителя математики требуют от учеников простого зазубривания формул, что перегружает память учащихся и делает ученика неспособным для восприятия дальнейшей информации.

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи:

История возникновения профильного обучения в России
Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные ...

Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. В нём одновременно занято более миллиарда учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, ко ...

Формы и методы обучения
Методы обучения (деятельностный компонент) рис.2 обозначены с помощью двух встречных стрелок. Направленная слева направо отражает доминирующее влияние учителя на ученика. При наличии реального сотрудничества учителя и учащихся встречные стрелки изменяют свое направление и оказываются направленными ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru