Психологические основы

Страница 3

Устойчивость (способность задерживаться на восприятии конкретного объекта).

Отвлекаемость (следствие отсутствия интереса).

Выделим виды внимания:

непроизвольное (возникает в силу действия сильного раздражителя или вызывающее эмоциональный отклик раздражителя; для непроизвольного внимания характерна легкость возникновения и переключения);

произвольное (возникает в результате постановки определенной задачи; для произвольного внимания характерна направленность внимания в зависимости от задачи; данный вид внимания не требует волевых усилий, но быстро утомляет);

послепроизвольное (возникает в результате вхождения в деятельность и возникающих в связи с этим интересов; здесь сохраняется целенаправленность внимания и снимается напряжение).

Таким образом, при организации урока следует строить процесс изложения материала таким образом, чтобы внимание постепенно изменялось от непроизвольного вида к послепроизвольному.

Встает вопрос, как все вышеизложенные факты применяются при обучении решению тригонометрических уравнений в общеобразовательной школе? Ответ на этот вопрос достаточно простой. Если посмотреть структуру изложения курса тригонометрии в школе, то можно увидеть раздел, который предполагает изучение тригонометрических функций, их свойств и графиков. График функции сам по себе представляет какую-либо наглядность, т.к. в большинстве случаев не обладая наглядным восприятием и не владея аппаратом для исследования функций, достаточно проблематичным становится вопрос о том, чтобы изобразить график данной функции. Кроме того, при введении понятия синус, косинус, тангенс и котангенс, при изучении простейших тригонометрических уравнений, при решении простейших тригонометрических уравнений и при выводе формул корней простейших тригонометрических уравнений учащиеся сталкиваются с новым для них понятием числовой окружности. Окружность – наглядный образ. На окружности достаточно простым становится изображение тех точек, которых на числовой прямой, в силу ограниченности бумажного листа, мы изобразить не можем. Например, точки вида и т.д. Таким образом, становится понятным, для чего нам важно учитывать на уроках тригонометрии различные виды восприятия, в данном случае - наглядное восприятие, а наглядное восприятие, в свою очередь тесно связано с принципом наглядности (см. §1).

При изложении данного курса вниманию учащихся предлагается большой теоретический материал, который подразумевает то, что учащиеся в состоянии запомнить все предлагаемые им теоретические факты, т.е. идет большая нагрузка на память учащихся. Здесь имеется в виду конечно не механическое запоминание (зазубривание), а наглядно-образное и словесно-логическая, двигательная и, конечно, логическая память. Причем нас интересует, чтобы все основные процессы памяти были затронуты при изложении курса. Как я уже сказала, большой объем теоретических фактов говорит о значительной нагрузке на память. Как нам обеспечить "работу" наглядно-образной, словесно-логической, двигательной и логической памяти, и как нам постараться избежать зазубривания в нашем курсе, как избежать перегрузки человеческой памяти? С этой проблемой нам помогает справиться знание основных дидактических принципов, в частности принципа научности, систематичности и последовательности, принципа наглядности, принципа сознательности и принципа прочности и знание основных методов обучения.

Будем учитывать также, что при решении тригонометрических уравнений учащийся сталкивается с новыми абстрактными понятиями такими, как арксинус, арккосинус и арктангенс числа. Эти понятия являются для них новыми и непонятными, и прежде чем использовать их при выводе формул корней тригонометрических уравнений, учащийся должен «прочувствовать», «попробовать» эти понятия. Также при изучении тригонометрических уравнений учащийся сталкивается с непривычным множителем (–1)n. Даже студенты вузов при изучении темы «Знакопеременные ряды», запоминают (–1)n, как таблицу умножения, т.е. зазубривают, а мы хотим от учеников 10 класса соответствующего понимания. Учителя математики требуют от учеников простого зазубривания формул, что перегружает память учащихся и делает ученика неспособным для восприятия дальнейшей информации.

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи:

Теоретические основы реализации коммуникативного метода обучения иностранным языкам
Метод - это система функционально взаимообусловленных частнометодическнх принципов, объединенная единой стратегической идеей, направленной на обучение какому-либо виду речевой деятельности. Для коммуникативного метода такой идеей является коммуникативность обучения. Следовательно, построение проце ...

Оценка как элемент управления качеством
Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую ц ...

Использование телекоммуникационных мультимедиа-ресурсов в образовании
Большинство наиболее качественных мультимедиа-ресурсов, использование которых повысило бы эффективность образования каталогизировано на образовательных Интернет-порталах. В настоящее время в России уже выработана организационная схема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенн ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru