по характеру решаемых задач:
теоретическое мышление (мышление, способное отражать внутренние связи и отношения объектов и законы их движения);
практическое (эмпирическое) мышление (тип мышления, отражающий объекты со стороны их внешних связей и проявлений, доступных непосредственному восприятию);
по степени развернутости:
дискурсивное (мышление, характеризующееся рассудочностью, понятностью, логичностью и опосредованностью);
интуитивное ("быстрое" мышление; мышление, характеризующееся минимумом осознанности, чувственностью, непосредственностью, созерцательностью);
по степени новизны и оригинальности;
репродуктивное мышление (мышление, с помощью которого человек легко и просто решает задачи на известные ему правила, то есть задачи определенного (знакомого) типа; репродуктивное мышление не создает нового продукта деятельности);
продуктивное (творческое) мышление (мышление, которое сопровождается открытием существенно нового знания для познающего индивида; имеет своим результатом создание субъективно нового продукта деятельности).
При решении, тригонометрических уравнений изменяется вид мышления учащихся: от мышления наглядно-образного к мышлению формально-логическому. Это выражается в том, что при работе с тригонометрическими уравнениями учащимся приходится работать как с большим количеством наглядных образов на числовой окружности, так и с элементами, требующими умения анализировать, сравнивать и сопоставлять известные данные. Это дает возможность учащимся в ходе обучения перейти от операций с табличными данными и наглядными образами к операциям, носящим логический характер.
Следующим процессом, который следует учитывать при организации занятий, является процесс восприятия. Для правильной организации этого процесса выделим следующие особенности восприятия:
Свойства восприятия:
избирательность;
предметность;
осмысленность;
константность;
целостность;
физические характеристики:
восприятие пространства, формы, объемности, величины, удаленности;
линейная перспектива, воздушная перспектива;
иллюзия восприятия.
Основываясь на этих свойствах восприятия, можно говорить о необходимости наглядной интерпретации излагаемого материала при изложении учебного материала.
Кроме восприятия, важна роль памяти и внимания. Остановимся подробно на этих процессах.
Память – это процесс сохранения, запечатления, воспроизведения и забывания того, что человек отражал, делал или переживал.
Выделим основные процессы памяти:
запоминание – запечатление в сознании необходимой информации;
сохранение – удержание информации в памяти;
воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания;
узнавание – сопровождающее процессы памяти психическое явление, позволяющее более эффективно функционировать.
Виды памяти:
наглядно-образная (на основе зрительных, слуховых и кожных ощущений);
словесно-логическая (на основе смысла, улавливаемого в изложении);
двигательная (на основе движения);
эмоциональная (на основе эмоциональных переживаний);
механическая (текст запоминается без осмысливания, "зубрежка");
логическая.
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре головного мозга (ассоциативные связи).
Здесь, однако, следует иметь в виду, что перегружать память учащихся лишними данными (тригонометрическими формулами) не следует. При организации уроков основную работу памяти следует направить на запоминание основных зрительных образов, с которыми учащимся предстоит работать в дальнейшем. Кроме того, важно также учитывать особенности запоминания при выводе основных тригонометрических формул (имеется в виду формулы для решения простейших тригонометрических уравнений).
Выделим теперь основные свойства внимания.
Концентрация (способность человека сосредотачиваться на главном, отвлекаясь от всего того, что находится за пределами решаемой в данный момент задачи).
Избирательность (сосредоточение на наиболее важном предмете).
Распределение (способность человека иметь в сознании одновременно несколько различных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных действий).
Объем внимания (количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой ясностью).
Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения
педагогики
Обучение и воспитание, являясь главным объектом педагогики, - есть процесс социальный в самом широком смысле. По этому поводу А.С Макаренко писал следующее: «Воспитывает все: люди, вещи, явления и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей ...
Структура урока физической культуры и характеристика его частей
Наиболее полно и доступно, по моему мнению, структура урока была раскрыта в учебнике Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. По их мнению, каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отр ...
Развитие внимания и запоминания
Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений.
Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы ...