Психологические основы

Страница 2

по характеру решаемых задач:

теоретическое мышление (мышление, способное отражать внутренние связи и отношения объектов и законы их движения);

практическое (эмпирическое) мышление (тип мышления, отражающий объекты со стороны их внешних связей и проявлений, доступных непосредственному восприятию);

по степени развернутости:

дискурсивное (мышление, характеризующееся рассудочностью, понятностью, логичностью и опосредованностью);

интуитивное ("быстрое" мышление; мышление, характеризующееся минимумом осознанности, чувственностью, непосредственностью, созерцательностью);

по степени новизны и оригинальности;

репродуктивное мышление (мышление, с помощью которого человек легко и просто решает задачи на известные ему правила, то есть задачи определенного (знакомого) типа; репродуктивное мышление не создает нового продукта деятельности);

продуктивное (творческое) мышление (мышление, которое сопровождается открытием существенно нового знания для познающего индивида; имеет своим результатом создание субъективно нового продукта деятельности).

При решении, тригонометрических уравнений изменяется вид мышления учащихся: от мышления наглядно-образного к мышлению формально-логическому. Это выражается в том, что при работе с тригонометрическими уравнениями учащимся приходится работать как с большим количеством наглядных образов на числовой окружности, так и с элементами, требующими умения анализировать, сравнивать и сопоставлять известные данные. Это дает возможность учащимся в ходе обучения перейти от операций с табличными данными и наглядными образами к операциям, носящим логический характер.

Следующим процессом, который следует учитывать при организации занятий, является процесс восприятия. Для правильной организации этого процесса выделим следующие особенности восприятия:

Свойства восприятия:

избирательность;

предметность;

осмысленность;

константность;

целостность;

физические характеристики:

восприятие пространства, формы, объемности, величины, удаленности;

линейная перспектива, воздушная перспектива;

иллюзия восприятия.

Основываясь на этих свойствах восприятия, можно говорить о необходимости наглядной интерпретации излагаемого материала при изложении учебного материала.

Кроме восприятия, важна роль памяти и внимания. Остановимся подробно на этих процессах.

Память – это процесс сохранения, запечатления, воспроизведения и забывания того, что человек отражал, делал или переживал.

Выделим основные процессы памяти:

запоминание – запечатление в сознании необходимой информации;

сохранение – удержание информации в памяти;

воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания;

узнавание – сопровождающее процессы памяти психическое явление, позволяющее более эффективно функционировать.

Виды памяти:

наглядно-образная (на основе зрительных, слуховых и кожных ощущений);

словесно-логическая (на основе смысла, улавливаемого в изложении);

двигательная (на основе движения);

эмоциональная (на основе эмоциональных переживаний);

механическая (текст запоминается без осмысливания, "зубрежка");

логическая.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре головного мозга (ассоциативные связи).

Здесь, однако, следует иметь в виду, что перегружать память учащихся лишними данными (тригонометрическими формулами) не следует. При организации уроков основную работу памяти следует направить на запоминание основных зрительных образов, с которыми учащимся предстоит работать в дальнейшем. Кроме того, важно также учитывать особенности запоминания при выводе основных тригонометрических формул (имеется в виду формулы для решения простейших тригонометрических уравнений).

Выделим теперь основные свойства внимания.

Концентрация (способность человека сосредотачиваться на главном, отвлекаясь от всего того, что находится за пределами решаемой в данный момент задачи).

Избирательность (сосредоточение на наиболее важном предмете).

Распределение (способность человека иметь в сознании одновременно несколько различных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных действий).

Объем внимания (количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой ясностью).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Письмо Макаренко А.С. по его творчеству
Уважаемый Антон Семенович! Сейчас в 21 веке одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является ваша педагогическая система. Ваши идеи долгое время не признавались официальной педаго ...

Характеристика работы ведущего и реквизита
Роль ведущего выполняла одна из воспитательниц, которая изложила вводную часть, разъяснив идею занятия-спектакля. Так как спектакль в участии ведущего не нуждался, то характеризовать ее в полной мере не имею возможности. Что касается характеристики реквизита, то он был выбран правильно и вписывал ...

Резюме экспертное
Программу просмотренную одобряю потому, что мне понравились созданные сценические образы, эмоциональная окраска представления, и, в общем, спектакль имеет позитивное воздействие. В спектакле выявлена хорошая динамика – выход и переход из одного статического положения в другое. Четко ясна задача и ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru