Психологические основы

Страница 2

по характеру решаемых задач:

теоретическое мышление (мышление, способное отражать внутренние связи и отношения объектов и законы их движения);

практическое (эмпирическое) мышление (тип мышления, отражающий объекты со стороны их внешних связей и проявлений, доступных непосредственному восприятию);

по степени развернутости:

дискурсивное (мышление, характеризующееся рассудочностью, понятностью, логичностью и опосредованностью);

интуитивное ("быстрое" мышление; мышление, характеризующееся минимумом осознанности, чувственностью, непосредственностью, созерцательностью);

по степени новизны и оригинальности;

репродуктивное мышление (мышление, с помощью которого человек легко и просто решает задачи на известные ему правила, то есть задачи определенного (знакомого) типа; репродуктивное мышление не создает нового продукта деятельности);

продуктивное (творческое) мышление (мышление, которое сопровождается открытием существенно нового знания для познающего индивида; имеет своим результатом создание субъективно нового продукта деятельности).

При решении, тригонометрических уравнений изменяется вид мышления учащихся: от мышления наглядно-образного к мышлению формально-логическому. Это выражается в том, что при работе с тригонометрическими уравнениями учащимся приходится работать как с большим количеством наглядных образов на числовой окружности, так и с элементами, требующими умения анализировать, сравнивать и сопоставлять известные данные. Это дает возможность учащимся в ходе обучения перейти от операций с табличными данными и наглядными образами к операциям, носящим логический характер.

Следующим процессом, который следует учитывать при организации занятий, является процесс восприятия. Для правильной организации этого процесса выделим следующие особенности восприятия:

Свойства восприятия:

избирательность;

предметность;

осмысленность;

константность;

целостность;

физические характеристики:

восприятие пространства, формы, объемности, величины, удаленности;

линейная перспектива, воздушная перспектива;

иллюзия восприятия.

Основываясь на этих свойствах восприятия, можно говорить о необходимости наглядной интерпретации излагаемого материала при изложении учебного материала.

Кроме восприятия, важна роль памяти и внимания. Остановимся подробно на этих процессах.

Память – это процесс сохранения, запечатления, воспроизведения и забывания того, что человек отражал, делал или переживал.

Выделим основные процессы памяти:

запоминание – запечатление в сознании необходимой информации;

сохранение – удержание информации в памяти;

воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания;

узнавание – сопровождающее процессы памяти психическое явление, позволяющее более эффективно функционировать.

Виды памяти:

наглядно-образная (на основе зрительных, слуховых и кожных ощущений);

словесно-логическая (на основе смысла, улавливаемого в изложении);

двигательная (на основе движения);

эмоциональная (на основе эмоциональных переживаний);

механическая (текст запоминается без осмысливания, "зубрежка");

логическая.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре головного мозга (ассоциативные связи).

Здесь, однако, следует иметь в виду, что перегружать память учащихся лишними данными (тригонометрическими формулами) не следует. При организации уроков основную работу памяти следует направить на запоминание основных зрительных образов, с которыми учащимся предстоит работать в дальнейшем. Кроме того, важно также учитывать особенности запоминания при выводе основных тригонометрических формул (имеется в виду формулы для решения простейших тригонометрических уравнений).

Выделим теперь основные свойства внимания.

Концентрация (способность человека сосредотачиваться на главном, отвлекаясь от всего того, что находится за пределами решаемой в данный момент задачи).

Избирательность (сосредоточение на наиболее важном предмете).

Распределение (способность человека иметь в сознании одновременно несколько различных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных действий).

Объем внимания (количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой ясностью).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Цели и функции обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций. Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развити ...

Верстка издания
Приступать к верстке книги следует после создания предварительного макета и разработки основных элементов ее оформления. Верстальщик должен представлять, что получится в результате его работы, поскольку необходимо создать такой макет для верстки книги, который не только соответствует правилам верс ...

Семья как одна из причин отклоняющегося поведения подростка
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные пл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru