Общее учение о косноязычие Хватцева М.Е

Страница 1

Отечественный дефектолог и сурдопедагог. В основном работал в области обучения глухих детей произношению. Особое значение для теории и практики логопедии представляет развитие термина «косноязычие». Под «косноязычием» он понимал разнообразные фонетические недостатки речи при относительной словарно – семантической и синтаксической норме и сохранности в подавляющем большинстве случаев речевой функции в целом.

По мнению Хватцева М.Е. косноязычие может принимать различную форму в виде искажений, замещений, пропусков, перестановки отдельных звуков, слогов и целых слов, недоговаривания, гнусавого или невнятного смазанного произношения их, а также недочетов регулирования дыхания в процессе произношения.

Речь косноязычного ребенка отягчена различными неправильностями, в результате чего становится непонятной для окружающих. У него резко нарушено единство формы и содержания, понимая речь, он не может оформить ее фонетически. Основными причинами возникновения косноязычия Хватцев М.Е. считал:

1. Органические:

косноязычие может появиться в результате

· разнообразных периферических поражений органов слуха и артикуляции речевого аппарата;

· врожденных аномалий слухового органа, костей черепа, губ, зубов, твердого и мягкого неба, языка, и др. органов речи

· рахита (вызывает резкие деформации черепных костей, что в свою очередь деформирует мозг; в нем нарушается кровообращение и питание.

2 Психические:

в результате мозговых нарушений:

· Недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, сопоставлении с др. звуками в связи с их смысловым значением;

· Вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений (при гнусавости и др. расстройствах)

· Плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной;

· Отсутствие сознания своих речевых отклонений.

3 Социально – психологические причины:

· Манера взрослых подражать неправильному произношению ребенка;

· Неправильная речь окружающих ребенка людей (торопливая, нечеткая, ошибочная)

Хватцев М.Е. считал, что социально – психологические причины приводят к «речевой запущенности» – косноязычию, как следствию плохого воспитания.

На мой взгляд, большой заслугой этого советского дефектолога является то, что он создал собственную терминологию относительно косноязычия.

Термином «косноязычие»

охватывались многие расстройства звукопроизношения, различные по этиологии и по своим механизмам. Разные проявления косноязычия в зависимости от нарушенных звуков имеют свои названия: пришептывания, шепелявость, картавость, сюсюканье, тетизм и т.д. Когда подобное расстройство касается лишь некоторых звуков алфавита, то это расстройство частное косноязычие, когда же эти расстройства распространяются на большинство звуков – это общее, разлитое (диффузное) косноязычие. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу, несводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития.

Косноязычие при недостатках одной артикуляционной группы звуков называется гаморганным или мономорфным; при недостатках разных артикуляционных групп – полиморфным. В косноязычие различают полное отсутствие звуков или его искажение и замещение его другим (правильным) звуком алфавита. На пути изучения нарушения звукопроизношения, именуемого косноязычием (в дальнейшем дислалия), Хватцев М.Е. выделил формы данной речевой патологии, которые как мне показалось, возможно, классифицировать.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Современная классификация ограниченных возможностей человека. Основания этих классификаций
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категория: · нарушения статодинамической функции (двигательной), · нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, · сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания), · пси ...

Результаты работы с детьми
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как ...

Дидактические принципы специальной педагогики, их сущность и специфика реализации
Дидактическая сторона опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является для нас предметом специального педагогического анализа. Мы видим в дидактической компетентности, непрерывно совершенствуемой и обогащаемой, ресурсы развития педагогического профессионализма. Сег ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru