Понятие и значение проблемы сиротства в России

Страница 2

В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере.

Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские дома .

Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление.

В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.

В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями.

Данные исследований показывают, что семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности. В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.

В последнее десятилетие в России стала развиваться система патроната. Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). "Патрон" получает зарплату воспитателя и пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги.

Устройство детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (см. таблица 1.2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (см. таблица 1.3).

За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся в них детей (см. таблица 1.3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показывают результаты исследований некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Создание условий для занятий
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т.п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе России проходят при температуре воздуха -8-12, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Для дет ...

Особенности формирования произношения в 5 классе
На каждом уроке, независимо от его цели, преподаватель обязан обращать внимание учащихся на произношение, что должно находить выражение не только в исправлении ошибок при изучении нового материала, но и в систематическом повторении того или иного ранее изученного фонетического материала. На урока ...

Методическая аутентичность учебного текста
Итак, в работах зарубежных исследователей описываются различные аспекты аутентичности в приложении к учебному процессу. При всем многообразии подходов по прежнему остается открытым вопрос о достижении определенного равновесия между требованиями лингвистики и социолингвистики, с одной стороны, и ме ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru