Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа по повышению вычислительной культуры школьников была проведена в 6-а классе средней школы №51 г. Кирова.

Для эксперимента был взят общеобразовательный класс со средней успеваемостью.

В начале каждого урока ученикам предлагались карточки с заданиями на отработку одного из приемов быстрого счета (см. прилагаемое пособие). Было представлено четыре блока заданий. В первом блоке были примеры, основанные на способе группировки слагаемых, во втором – округление одного из компонентов арифметического действия, в третьем – умножение и деление на 5, 15, 25, в четвертом – применение распределительного закона. Блоки представляли собой карточки, состоящие из пяти заданий. Учащимся необходимо было не только написать ответ, но и ход решения.

Задания в карточке составлены следующим образом:

первое задание представляло собой разобранный пример с пояснением решения;

последующие задания были подобраны на отработку этого приема.

За каждый правильно решенный пример, мы начисляли учащимся по одному баллу, если задача вовсе не была решена, то учащийся получал 0 баллов. За все правильно решенные задания учащийся мог получить пять баллов. Таким образом, мы формировали у учащихся математические навыки по применению приемов быстрого счета.

По окончанию уроков был проведен контрольный тест в игровой форме. Каждый участник проходит пять барьеров, на которых каждому участнику разложены по одной индивидуальной задаче, при решении которой школьник использует один из приемов быстрого счета. На карточках написаны имена, и участники сначала находят свой вариант, решают его, затем подходят к судье данного барьера, называют ответ. Если ответ правильный, то судья дает жетон в знак того, что задача решена верно, а если ответ неверный, то этот этап участник проходит без жетона, возвращаться к своей задаче ему не разрешается. Тому, кто первым подойдет к финишу, дается дополнительный жетон.

По итогам «Математической эстафеты» большинство участников набрало максимальное число жетонов. Школьники продемонстрировали свои умения применять приемы быстрого счета при решении математических задач.

Таким образом, мы нашли эффективные пути повышения вычислительной культуры учащихся посредством приемов быстрого счета, поставив пред собой определенные задачи и решив их, с помощью предложенных методов.

Приемы быстрого счета позволят без увеличения числа учебных часов повысить качество обучения и уровень математических знаний учащихся. Они служат одним из средств предупреждения формализма в преподавании математических дисциплин, делают знания более действенными, гибкими и эффективными. Изучаемые понятия рассматриваются с различных сторон, что способствует выявлению их сущности.

В данной работе рассмотрены понятия математических навыков, устные упражнения, выделены требования, предъявляемые к вычислительным умениям учащихся.

Во второй части работы даны методические рекомендации по организации устных вычислений, разобраны различные приемы быстрого счета, а так же систематизированы приемы повышения вычислительной культуры для практической работы учителя.

Считаем, что поставленные цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты, гипотеза подтверждена в ходе опытного преподавания.

Работа может быть полезна учителям-практикам для систематизации и применения на уроках приемов быстрого счета.


Другие статьи:

Состав класса и его психологическая характеристика
В списочном составе 5 класса , где я проходила практику, 24 учащихся, из них 15 девочек, 9 мальчиков. Изучение иностранного языка в пятом классе в данной школе находилось на начальной стадии, и дети только начинали знакомиться с особенностями устной и письменной английской речи, а также с ее фонети ...

Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов
Для того чтобы осуществлять многогранную задачу воспитания, вовлекать детей в целесообразную деятельность и систему отношений, необходим богатый арсенал средств и методов педагогического воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников, просветить их созн ...

Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
По результатам исследования с опорой на перспективный план работы МОУ «Куликовская СОШ» мы разработали проект (план-программа) по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Специфика данного проекта состоит в возможности его интеграции с перспективными и календарными планам ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru