Приемы организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики

Информация о педагогике » Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе » Приемы организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики

Страница 2

Пример 3: Повторение таблицы умножения путем решения числового кроссворда – Математика, 5 класс. Кроссворд выдается для каждого ряда. Каждый учащийся ряда решает один пример и передает кроссворд следующему. Ряд, первым верно разгадавший кроссворд – побеждает.

Числовой кроссворд

А

Б

В

 

Г

Д

Е

Ж

З

Рис. 2

По горизонтали:

А. 7 · 7 = … Б. 8 · 3 = … Г. 8 · 8 = …

Е. 8 · 7 = … Ж. 4 · 9 = … З. 6 · 7 = …

По вертикали:

А. 6 · 8 = … Б. 6 · 4 = … В. 9 · 5 = …

Г. 7 · 9 = … Д. 9 · 7 = … Е. 9 · 6 = …

Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы рекомендуется проводить коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.

В своих исследованиях Р.А. Утеева выделяет следующие методические приемы организации коллективной работы на этапе изучения нового материала: проблемная беседа, опыт, эксперимент, лабораторно-практическая работа, решение проблемно-поисковых задач. Рассмотрим некоторые из них.

Лабораторные и практические работы существуют для усиления прикладной и практической направленности курса математики и развития способностей учащихся к самостоятельным исследованиям. Задания представляют собой относительно завершенный исследовательский цикл: наблюдение – гипотеза – проверка гипотезы. Выделяют следующие типы лабораторных и практических работ:

1) графические упражнения;

2) измерительные работы на местности;

3) работа с персональным компьютером.

Подобные работы могут быть реализованы на уроке и дома. Практически во всех работах учащимся приходится заполнять таблицы знаний. Учиться лучше всего вдвоем. В паре происходит одновременная работа, в которой участвуют сразу оба учащихся. От качества работы в паре зависят во многом итоговые результаты. Внутри пары может совершаться множество различных действий:

обмен наблюдениями;

обсуждение условий задачи;

выработка алгоритма действий;

разделение целого на части;

анализ результатов.

Поэтому практические и лабораторные работы в курсе математики являются той деятельностью, в которой у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике.

Пример 4: Лабораторная работа, позволяющая учащимся самостоятельно сформулировать геометрический смысл основного свойства первообразной – Алгебра и начала анализа, 11 класс.

Задания:

Найдите общий вид первообразной для функции f(x) = x + cos x.

Запишите две различные первообразные для этой функции.

Постройте графики для каждой из первообразных на одной координатной плоскости.

Определите, каким образом график одной первообразной может быть получен из графика другой.

Сформулируйте вывод в виде свойства.

Проблемная ситуация

«Проблемные ситуации» возникают в процессе деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду. Например, когда для удовлетворения некоторой потребности субъекту недостаточно тех знаний о каком-то объекте, какими он располагает, то он оказывается в ситуации, являющейся проблемной.

Таким образом, проблемные ситуации образуются из следующих компонентов: действий субъекта, объекта его деятельности – преграды на пути осуществления цели его деятельности.

Преграда может быть самой различной природы: это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели или сделать выбор между несколькими объектами.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Компетентностный подход как приоритетная педагогическая ориентация при конструировании современных уроков по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала
Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову). В последнее время наиболее ...

Современная классификация ограниченных возможностей человека. Основания этих классификаций
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категория: · нарушения статодинамической функции (двигательной), · нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, · сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания), · психичес ...

Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся на уроках физики
Новые жизненные условия выдвигают особые требования к молодым людям, вступающим в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача развития мышления учащихся и умения творчески применять знания на ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru