Педагогика Яна Амоса Коменского

Информация о педагогике » Педагогика Яна Амоса Коменского

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Другие статьи:

Урок – спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовк ...

Описание методов нетрадиционного рисования
Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них: Самым доступным из многих способов нетрадиционной техники рисования – является рисование пальчиками (пальцеграфия). Его можно использовать начиная с младшей группы. Такое рисов ...

Взаимосвязь игры и детского конструирования
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Детское конструирование, и особенно ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru