Народное музыкальное искусство Челябинского Урала

Страница 2

Для отдельных наигрышей и для лирических песен применяется гармоника (популярный музыкальный инструмент и в современное время). Кроме того, бытует такой инструмент, как «дулебра» - балалайка. Удобство в освоении, широкие динамические возможности, соответствие культурным запросам общества конца XIX века сделали балалайку популярным на Челябинском Урале народным инструментом и привели к возникновению и распространению самодеятельных оркестров русских народных инструментов. В начале XX века в городе Миассе был организован оркестр струнных народных инструментов под управлением В.И.Семенкова, известного мастера по изготовлению балалаек. Коллектив состоял из 40 человек, в основном из молодых рабочих. Репетиции проводились по ночам. В Челябинске в 1920 году были созданы два оркестра (струнных инструментов) под управлением И.Фридьева. В оркестр принимались лица, имеющие личные народные музыкальные инструменты (гитары, балалайки, мандолины). Состав оркестра насчитывал 30 человек.

Профессиональное музыкальное искусство Челябинского Урала Творчество композиторов Челябинского Урала

С конца 30-х годов XX века на Южном Урале появились свои профессиональные композиторы, чья музыкальная деятельность особое развитие получила с 60-х годов XX века.

В 1983 году в городе Челябинске было открыто отделение Союза композиторов России (СК), которое дало возможность систематизировать, издавать и распространять музыкальные сочинения. В 1960-е годы сочиняют свою музыку такие южноуральские композиторы, как О.Кульдяев, Е.Гудков, О.Смирнов. Позже появляются новые имена: В.Веккер, Л.Долганова, А.Кривошей, Т.Шкербина, Е.Поплянова и другие.

В творческом портфеле челябинских композиторов произведения разных направлений:

· для театральной сцены (оперы и балеты),

· симфонические и камерные произведения,

· кантаты и оратории,

· произведения для русских народных инструментов,

· камерно-вокальные сочинения,

· песни.

Одной из характерных особенностей творчества композиторов Челябинского отделения СК России является их обращение к уральской поэзии и прозе. Это песни на стихи Б. А. Ручьёва, Ю. Клюшникова, Л. Кузнецова, Л. К. Татьяничевой, И. Тарабукина, И. Пальмова и др. Обращение челябинских композиторов к произведениям региональной литературы позволило не только освоить историю, традиции, современные проблемы края, но и создать возможности их осмысления, продлить жизнь фольклору, соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Челябинского Урала с общими тенденциями и достижениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора.

Фольклор является постоянным, неисчерпаемым источником “питания” и мироощущения для композиторов Южного Урала. Разнообразен арсенал их средств и стилистических возможностей: от традиционных технологий до собственных ладовых систем; от классических средств выразительности до современных возможностей джаза, рок- и бит-музыки; от акустических инструментов до электроники.

Произведения южноуральских композиторов исполняются на филармонических, авторских и отчетных концертах, в фестивальных и праздничных программах, на исполнительских конкурсах; включены в программу (репертуар) музыкальных ВУЗов, специальных средних музыкальных учебных заведений, детских школ искусств, звучат по радио и телевидению.

Инструментальное творчество

В 1930-1950-х годах в Челябинском Урале большое значение придавалось пропаганде музыки советских композиторов. В 1938 году в Челябинске состоялся первый концерт объединённого симфонического оркестра (дирижёры – А.Филипов, Г.Д. Моргулис). Проводились вечера и концерты классической музыки для широких слоев населения. В 1956-1987 годы проходили симфонические концерты оркестра Челябинского театра оперы и балета имени Глинки. В рамках музыкальных лекториев исполняются произведения зарубежных и отечественных композиторов, а также южноуральских композиторов.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Происхождение названия Орша. Версия первая
Говоря о происхождении названия Орша, необходимо очень осторожно и критически относится к версии , которая связывает его со словом “рэшутай”(орешник). На сегодняшний день нет подтверждающих сведений об как будто больших зарослях орешника в прошлом на берегу Ршы , как в прошлом, бесспорно , называла ...

Интерпритация результатов исследования деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми
В результате использования данных методик получены результаты первичной диагностики по каждому ребенку: Клиент № 1. 13 лет, 7 класс. Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных при­чин. Успеваемость ниже среднего, «троечник». Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям: сл ...

Роль ролевых игр в развитии ребенка
Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в цирк или в приключения Муми-троллей, в звёздные войны или в строительство железной дороги. ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru