Педагогическая теория Коменского. Структура и содержание «Великой дидактики»

Информация о педагогике » Педагогика Коменского » Педагогическая теория Коменского. Структура и содержание «Великой дидактики»

Страница 2

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг". Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей". Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук".

Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества.

В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе прежде всего государства.

"Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы . У варваров же все похоже на рзавязанный сноп или песок без цемента" - писал Коменский в трактате "О развити природных дарований".

Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек "без воспитания становится не чем иным, как только зверем". Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.

В школах нужно стремиться к тому, чтобы:

При посредстве наук и искусств развивались природные дарования.

Совершенствовались языки.

Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.

Коменский неоднократно пытается определить так называемое "правильное образование", вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

В этом смысле деятельность школ, построенных по формуле Коменского выдерживает пока испытание временем. Они отвечали требованиям складывающейся социальной системы индустриального общества. Если постиндустриальное общество станет реалией времени, то оно может потребовать и изменения системы школьного образования. Но новые системы образования, приспособленные к обстановке меняющегося мира, пока еще не вышли за рамки эксперимента.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Характеристика альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти лет
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы: Удовлетворить естественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу; Обеспечить развитее и тренировку всех и функций организма ...

Анализ творческого дела
В сфере воспитания коллективно- творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, очень действенная. У каждого кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают с ...

Специфика урока иностранного языка в общеобразовательной школе
В методической литературе об уроке написано много. Существует огромное количество определений этого понятия. «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное з ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru