Проблема социально-психологического обеспечения в педагогическом аспекте

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Проблема социально-психологического обеспечения в педагогическом аспекте

Страница 3

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.

Э.Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся быстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

В настоящее время существует ряд проблем в обществе и стране, которые мешают воспитанию детей. Одна из таких проблем – отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой, разрушение идеалов и ценностей, которые человечество создавало веками.

Еще одна из важнейших задач, решаемых школой – вступление учеников в жизнь, готовность детей к жизни в семье и обществе. Далеко не каждая семья в состоянии дать детям различные варианты общения. Достойные образцы семейных отношений, различный социально-полезный опыт.

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но, прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Процесс воспитания тесно связан с процессом обучения, потому что ученик, обучаясь, воспитывается. В процессе обучения у ребенка воспитываются такие черты характера, как трудолюбие и ответственность. Воспитание требует взаимодействия учителя и учащегося. Педагогический процесс как единая система, имеющая свою структуру и включающая в себя многообразные подсистемы, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой, характеризуются высоким динамизмом. Одна из сложностей воспитания в том, что педагогические воздействия должны быть соразмерны, индивидуальны, их эффективность во многом зависит от того, как они учитывают состояние воспитанника, взаимодействуют с другими воспитательными факторами. Типичной ошибкой педагогов, не владеющих мастерством, является представление о том, что при решении педагогической задачи важнейшим является взаимодействие педагог — учащийся. При этом учащийся ложно рассматривается как объект воздействия педагога, а не как субъект деятельности. Отсюда другая посылка — будто путем только словесного воздействия (пусть эмоционального, яркого) можно воспитать человека. Наиболее ложным и широко распространенным является представление, будто все зависит от активности самого педагога, от того, как он двигается, говорит, поднимает учащихся с мест. Активность педагога подчас санкционирует и маскирует пассивность учащихся, ослабляет возможности взаимодействия учащихся с объектами собственной деятельности, содержанием, которого является предмет познания учащихся. Активная деятельность учащихся подготавливается взаимодействием педагог — учебная информация. Педагог конструирует будущую деятельность учащегося на основании предварительного "проигрывания" различных вариантов и выбора оптимального. Однако психологами С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьевым доказано, что психика человека формируется в деятельности, во взаимодействии с объектами его познания, труда и общения. Взаимодействие с объектами деятельности и познания способствует развитию учащегося, а новый уровень развития, в свою очередь, создает возможности для взаимодействия с новыми объектами. Следовательно, чтобы содействовать развитию учащихся, педагог должен таким образом ставить их в условия взаимодействия с объектами познания, общения и труда, чтобы учащиеся при этом вынуждены были самостоятельно искать выход из затруднений и тупиков. Современный педагог имеет дело с группами учащихся, поэтому его профессионализм заключается в том, чтобы уметь использовать взаимодействие учащегося с группой и группы с учащимся в целях получения искомого педагогического результата. Организация взаимодействия учащийся — группа и группа — учащийся также требует организаторских умений. А поскольку педагог предстает перед группой учащихся представителем сложного педагогического ансамбля, то от его организаторских умений зависит усиление или ослабление педагогического эффекта взаимодействия. Глубокое понимание и ясное представление сложной динамической системы связей и отношений, в которых находятся учащиеся в школе, позволяют педагогу точно оценивать текущую ситуацию, правильно формулировать возникшую перед ним педагогическую проблему, вскрывать причины, ее вызвавшие, ставить педагогические задачи и находить эффективные методы их разрешения. И все это требует организаторских умений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Психологические особенности юношеского возраста
В научных исследованиях психологии высшей школы содержатся результаты исследований индивидуальных и возрастных особенностей студентов (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, И.М. Слободчиков, А.А. Смирнов, С.Д. См ...

Структура сюжетно-ролевой игры
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического позна ...

Методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности
Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru