С помощью слова учитель осуществляет многие функции, составляющие его конструктивную, организаторскую и другие стороны деятельности, а также устанавливает взаимоотношения с учениками, общается с ними. Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчетливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Через слово ученик получает новые знания, понятия и их терминологическое определение, что во многом определяет его отношение к физическому воспитанию в целом и к изучаемому упражнению в частности. С помощью слова учитель анализирует и оценивает результаты освоения учебного материала и тем самым способствует развитию у ребенка самооценки. Наконец, без слова учитель был бы не в состоянии руководить всем процессом обучения и поведения учеников. Таким образом, учитель физического воспитания имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ученика.
Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. Конкретно это выражается в следующих методических рекомендациях:
– Смысловое содержание слова должно соответствовать особенностям учеников и задачам обучения. Предположим, перед изучением нового упражнения может быть использовано предварительное объяснение, а после изучения основы техники – описание деталей.
– Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия. Например, дети, относительно свободно овладевая лазаньем произвольным способом, часто с трудом осваивают лазанье с более сложной координацией движений. Это вызывает нежелание выполнять упражнения. Однако доходчивое объяснение преимуществ изучаемого способа может снять отрицательное отношение к нему.
– Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между отдельными движениями в действии. Особенно важно это помнить при использовании подводящих упражнений, которые, как правило, менее эмоциональны и поэтому требуют ясного понимания связи их с основным действием.
– Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники физического упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. С этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («руки!», «голова!» и др.).
– Слово должно быть образным. Это повысит его наглядность и сделает более доходчивым для учеников. Учитывая знания и двигательный опыт учеников, учитель сможет сосредоточить внимание на тех моментах, от которых зависит выполнение поставленной задачи.
– Говорить ученикам о движениях, которые выполняются ими автоматизированно, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления). Если учитель обращает внимание на уже правильно автоматизированные движения, то и ученики во время исполнения будут думать об этих движениях. В результате, как известно, может наступить деавтоматизация движений.
Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на основе очень кратких, но емких по смыслу слов.
Творческие способности как индивидуальные особенности качества человека
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возр ...
Особенности развития речи младших школьников. Требования к речи младших
школьников
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенс ...
Специфика образовательного процесса лицеев
Лицей – «вид общеобразовательного учреждения, обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования». Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращива ...